Авиабилеты на Камчатку могут сильно подорожать

Холдинг Вексельберга в разы поднимет тарифы в аэропорту Петропавловска-Камчатского
Холдинг Вексельберга (на фото) все приобретаемые аэропорты подвергает серьезной реконструкции/ Евгений Разумный / Ведомости

Директор департамента гражданской авиации Минтранса Светлана Петрова попросила Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта и «Аэрофлот» представить позиции по поводу долгосрочных тарифов аэропорта Петропавловска-Камчатского «Елизово». Ее письмо от 6 февраля содержит заключение управления регулирования транспорта ФАС, «Ведомости» ознакомились с ним, его подлинность подтвердили два человека, близких к разным сторонам переписки.

«Елизово» с 2018 г. принадлежит «Аэропортам регионов» Виктора Вексельберга. Холдинг строит в аэропорту за 7 млрд руб. новый терминал площадью 30 700 кв. м для обслуживания 1,5 млн пассажиров в год, пишет ФАС. Для возврата вложений в терминал, который будет сдан в декабре 2022 г., инвестор просит установить на 2023–2027 гг. новые тарифы, ФАС предложение поддерживает, говорится в заключении ведомства. В 2019 г. «Елизово» приняло 758 000 пассажиров.

ФАС регулирует в региональных аэропортах стоимость четырех основных услуг для авиакомпаний, без которых невозможно обслуживание рейсов: взлет-посадка и авиационная безопасность (берутся с 1 т взлетной массы), предоставление терминала и обслуживание пассажиров (с каждого пассажира). Первые два тарифа с 2023 г. ФАС готова повысить по сравнению с нынешними в 2–2,2 раза, два других – в 6 раз. Общие сборы с авиакомпаний вырастут с 2023 г. в 2,7 раза, но в 2024–2027 гг. больше расти не будут, пишет ведомство.

Билеты из «Елизово» в Москву подорожают из-за роста сборов на 10%, в Хабаровск и Владивосток – в среднем на 12%, приводит расчеты ФАС. Трафик аэропорта будет расти в среднем на 3,2% в год, говорится в заключении. Рост расходов авиакомпаний и цен на билеты на 10–12% очень сильный, учитывая, что рентабельность перевозок составляет в лучшем случае 1%, а внутренние перелеты в целом убыточны, говорит профессор ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд.

«Мы поддерживаем модернизацию региональных аэропортов, но считаем правильным привлекать авиакомпании к обсуждению на начальном этапе настолько масштабных проектов. Достичь трафика в 1,5 млн человек при текущих темпах роста терминал сможет не ранее 2046 г., а тарифы существенно вырастут уже в 2023 г. – это, безусловно, отрицательно скажется на доступности перелетов на Камчатку. Поэтапное повышение ставок в течение 5–7 лет было бы более эффективным», – сказал представитель S7. «Население очень чувствительно к любому, даже незначительному росту цен, авиакомпаниям сложно будет переложить его на потребителя», – указывает человек, близкий к группе «Аэрофлот».

«Утвержденные тарифы обсуждались в правительстве и ФАС с участием всех заинтересованных сторон, включая авиакомпании. Решение о повышении тарифов предполагает 20-летний срок окупаемости проекта», – говорит представитель «Аэропортов регионов». До 2023 г. проект может получить господдержку – субсидирование ставки по кредиту на строительство или капитальный грант, – правительственная комиссия поручила проработать такое предложение, добавляет он. В таком случае тарифы будут ниже. Минтранс поддерживает выделение на проект капитального гранта, это позволило бы снизить аэропортовые сборы и стоимость перелетов для пассажиров, отмечает представитель министерства.

Холдинг Вексельберга все приобретаемые аэропорты подвергает серьезной реконструкции, два из них – «Платов» в Ростове-на-Дону и «Гагарин» в Саратове – он вообще построил с нуля. Из-за необходимости возвращать инвестиции растут аэропортовые сборы, что приводит к спорам с авиакомпаниями. После открытия «Гагарина» в августе 2019 г. S7 заявила, что прекратит полеты в Саратов; чуть позже авиакомпания решение изменила, заявив, что сократит количество рейсов в Саратов. В конце марта «Победа» прекратит полеты в Самару и «Платов» из-за высоких сборов. Аэропортовые холдинги Олега Дерипаски и Романа Троценко делают инвестиции точечно и не во всех своих аэропортах.

Представители ФАС, «Аэрофлота» и Nordwind на запросы не ответили.