Россияне стали реже ходить в продуктовые магазины

Это грозит ритейлерам дополнительными убытками
Евгений Разумный / Ведомости

Трафик продовольственных магазинов резко упал из-за введенного в России режима самоизоляции, рассказал председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков. По его оценке, количество покупателей в «магазинах у дома» с 30 марта по 5 апреля сократилось на 20–30% по сравнению с неделей с 16 по 22 марта, когда в магазинах был пик ажиотажа на не скоропортящиеся товары, средства гигиены и туалетную бумагу. Аналогичная ситуация, по его словам, наблюдается и в гипермаркетах, где число посетителей за тот же период уменьшилось на 40–60%.

Снижение трафика в своих торговых точках на карантинной неделе подтвердили и представители сетей гипермаркетов «Ашан» и «Лента», а также X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток») и «Магнита». Основной формат последних двух – «магазины у дома». Незначительным назвал сокращение количества покупателей с 30 марта по 5 апреля представитель Metro. А его коллега из «Азбуки вкуса» утверждает, что трафик в сети на прошлой неделе упал на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

У покупателей нет полной информации о правилах передвижения во время режима самоизоляции: они не знают, что в магазин можно приехать на личном транспорте или такси, жалуются представитель «Ленты» и директор по коммуникациям «Ашана» Наталья Рычкова. Многие, по словам последней, не знают даже, что гипермаркеты в торговых центрах продолжают работать. Такую ситуацию Рычкова называет вызовом для розницы, она надеется, что региональные власти помогут с оповещением населения. Представитель Metro связывает снижение трафика с тем, что россияне закупили достаточно товаров впрок. Кроме того, часть покупателей из-за коронавируса стали пользоваться доставкой продуктов на дом. Из-за режима самоизоляции люди стали реже ходить в магазины, подтверждает представитель «Магнита». Но, по его словам, те, кто приходит, покупает больше, чем обычно, поэтому у сети растет средний чек. Цифры он не раскрыл. Количество товаров в корзине действительно увеличилось более чем в 1,5 раза, говорит представитель X5 Retail Group. Динамика роста среднего чека в продовольственных магазинах замедляется, говорит Беляков. Люди, по его словам, уже закупили продукты впрок.

Снижение трафика может принести ритейлерам дополнительные убытки, предвидит Беляков. По его словам, после ажиотажа на крупы и туалетную бумагу возник повышенный спрос на продукты в категории «фреш» и «ультрафреш» (овощи, мясо, рыба). Вернуть их поставщикам нельзя, а значит, из-за уменьшения количества покупателей их придется утилизировать, объясняет он. Ритейлеры действительно несут дополнительные издержки из-за больших запасов скоропортящейся продукции, на которую резко снизился спрос, подтверждает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, значительная часть населения Москвы и Санкт-Петербурга готова перейти или перешла на заказы продуктов онлайн. Но у онлайн- и офлайн-ритейлеров просто не хватает мощностей, чтобы доставить нужное количество заказов вовремя, поэтому от заказа до доставки сейчас проходит от нескольких дней до двух недель, резюмирует эксперт.

Ритейлеры, по словам Белякова, уже сделали запасы на случай нового ажиотажного спроса. Сети магазинов все еще заказывают больше товаров, чем обычно, говорит зампредседателя правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. Ритейлеры, по его словам, восполняют свои складские запасы, которые оскудели из-за ажиотажного спроса.

Ажиотаж на не скоропортящиеся продукты, дезинфицирующие средства, туалетную бумагу и другие товары начался на выходных 14–15 марта. В некоторых московских магазинах были пустые полки с крупами, отсутствовали популярные и дешевые товары: люди закупались впрок в страхе перед коронавирусом. С 30 марта по 30 апреля в России действует режим самоизоляции. В большинстве регионов выходить на улицу разрешено только в случае крайней необходимости: для получения экстренной медицинской помощи, поездок на работу, покупки еды или лекарств, выбрасывания мусора или выгула домашних животных на расстоянии 100 м от дома.