Российская компания начала поиск генетического «иммунитета» к коронавирусу

Также Genotek разрабатывает тесты на COVID-19
Евгений Разумный / Ведомости

Специализирующаяся на генетических исследованиях российская биотехнологическая компания Genotek планирует начать делать тесты на коронавирус COVID-19, а также уже начала исследование генетических факторов устойчивости к этому вирусу. Об этом компания сообщила в рассылке своим клиентам 7 апреля.

Genotek в 2011 г. основали выпускники МГУ: Артем Елмуратов, директор по развитию компании, Кирилл Петренко (механико-математический факультет) и Валерий Ильинский, гендиректор (биологический). У Genotek есть собственная лаборатория, которую компания считает крупнейшей частной генетической лабораторией в России. Среди инвесторов Genotek, по данным Forbes, – RuStarsVentures, экс-руководитель администрации президента России Александр Волошин, гендиректор «Русагро» Максим Басов, «Фармстандарт». Они вместе с основателями были совладельцами компании в 2019 г., следовало из данных кипрского реестра. Финансовые показатели Genotek не раскрывает.

Тест на вирус

Genotek планирует начать тестирование на коронавирус с помощью систем полимеразной цепной реакции (ПЦР), следует из ее материалов для клиентов. Других подробностей компания не раскрыла.

По этому же методу анализы на коронавирус сейчас делают государственные учреждения в России («Вектор», ФГБУ «ЦСП» Минздрава России, «Вектор-бест» и ФБУН Центрального НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора). О разработке собственного экспресс-теста на коронавирус методом ПЦР сообщала принадлежащая АФК «Система» Владимира Евтушенкова компания «Система-биотех». С начала апреля тест-системы выпускает также компания «ДНК-технология».

Genotek разработала собственную тест-систему для выявления коронавируса у человека по методу ПЦР, подтвердил «Ведомостям» Елмуратов. Сейчас, по его словам, идут клинические испытания, а в будущем разработка будет доступна как в частных, так и государственных лабораториях.

Тест на устойчивость

Также Genotek хочет выявить, есть ли генетические факторы устойчивости к новому коронавирусу. База данных компании достаточна для подобного исследования, уверяет Елмуратов, цифр он не приводит.

Исследование проводится так, рассказал Елмуратов: клиенты Genotek (данные их генетических анализов у компании уже есть) заполняют анонимные анкеты, где отвечают на вопросы о наличии респираторных заболеваний, в том числе коронавируса. Если ответ про коронавирус положительный, то предлагается несколько уточняющих вопросов, которые дают представление о протекании болезни.

С помощью этих данных эксперты Genotek, по словам Елмуратова, смогут определить, связаны ли какие-то генетические маркеры с тяжестью протекания болезни и симптомами. Он напоминает, что существуют исследования, по которым некоторые люди слабо подвержены влиянию нового коронавируса – они могут переболеть и даже этого не заметить: «Например, при массовом тестировании на коронавирус в Исландии среди 6163 без симптомов или со слабыми симптомами выявлены 52 человека с наличием вируса (около 0,08%)».

Если специалистам Genotek удастся найти связанные с коронавирусом гены или геномы, это сможет помочь в дальнейшей разработке терапии COVID-19, говорит Елмуратов.

Genotek инвестировал в проект только собственные средства, без подробностей сообщил Елмуратов. Сторонние инвестиции для исследования компания привлекать пока не планирует.

Перспективы исследования

Genotek проводит исследование отдельно, отмечает Елмуратов, но будет использовать и «лучшие практики научных исследований в этой области, которые сейчас агрегирует проект COVID-19 host genetics initiative». Сейчас консорциум включает лаборатории университетов Стэнфорда, Оксфорда, Гарварда и др. Участие в нем не обязывает эти лаборатории делиться данными участников исследования, но позволяет налаживать связи между ними и использовать оптимальные научные методы, добавил он.

Один из крупнейших конкурентов Genotek – биомедицинский холдинг Atlas. Его исполнительный директор, член Европейского общества генетики человека Александр Карасев сообщил, что холдинг также участвует в разработке протоколов собственных исследований у людей с коронавирусной инфекцией.

Сейчас такие исследования будут делать все, у кого есть подобные данные, предполагает доктор биологических наук, профессор «Сколтеха» Георгий Базыкин: например, крупнейшая компания генетического тестирования в мире – 23andMe – тоже собирает такие анкеты.

Результаты таких генетических исследований в случае успеха позволят иметь научно-обоснованные критерии для выделения групп пациентов, в том числе точнее очертить группы риска, надеется сооснователь биотехнологического фонда ATEM Capital, член консультационного комитета Национального института рака США Антон Гопка. Это позволило бы корректировать клинические рекомендации, подбирать персонализированную схему лечения, разрабатывать таргетные препараты.

Существует методология GWAS, отмечает Карасев из Atlas: это широкомасштабные исследования генетических ассоциаций с различными признаками (вариантами возникновения и течения заболевания). «Это даже не иголка в стоге сена, а волосок», – отмечает он. Для подтверждения идеи необходимо большое количество пациентов с разным течением болезни, нужна инфраструктура биобанка и электронных медицинских записей. Часто в подобных исследованиях число пациентов превышает десятки тысяч, рассуждает Карасев: только так получение достоверных данных возможно, но все еще маловероятно.

«Врожденный иммунитет» против инфекционных заболеваний – известный феномен, добавляет Гопка: например, мутация в гене рецептора CCR5 приводит к невосприимчивости людей к вирусу иммунодефицита человека (ВИЧ).

Качество полученных при исследовании данных будет зависеть от того, насколько хорошо составлена анкета, предупреждает доктор биологических наук, профессор Константин Северинов. Чтобы делать какие-либо прогнозы, необходимо будет наложить данные анкетирования на геномные данные респондентов, отмечает он.

При анализе большого количества клинических, анкетных и геномных данных действительно можно было бы с помощью биоинформатических и статистических методов выявить участки ДНК, которые предопределяют течение заболевания, подтверждает Северинов: «Но можно и не выявить». В пример он приводит шизофрению: в этом заболевании генетическая предрасположенность играет роль, но выделить влияние какого-то определенного участка ДНК оказалось затруднительным. «Очевидно, на развитие этой болезни влияет не один или несколько, а очень большое количество участков», – пояснил ученый.

Но для выявления, возможно, очень тонких эффектов генетики на течение коронавирусной инфекции потребовалась бы геномная информация от тысяч людей, предупреждает Северинов: сейчас такой информации в России нет. С другой стороны, можно рассматривать такую работу как задел на будущее, добавляет он: если бы имелось достаточное количество расшифрованных геномов россиян и вдруг возникла новая инфекция, условно, следующий коронавирус, то с помощью анализа геномов можно было бы сделать практически важные выводы.