Сети и поставщики поспорили, как надо повышать цены

Обе стороны уверяют, что самыми важными товарами торгуют себе в убыток
Евгений Разумный / Ведомости

Крупнейшего российского ритейлера, X5 Retail Group, поставщики засыпали просьбами поднять отпускные цены на 5–15%, а в некоторых случаях – на 20–25%. Об этом говорится в письме коммерческого директора X5 Виталия Валькова на имя исполнительного директора ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрия Вострикова от 8 апреля. «Ведомости» ознакомились с копией письма, представитель ритейлера подтвердил, что такое обращение было направлено.

Х5 управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». Как сказано в письме ритейлера, с просьбами повысить цену обратились 27 крупнейших компаний, которые входят в правление «Руспродсоюза»: производители круп, муки, хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий, консервов, масла, майонеза, сыра, поставщики рыбы и вина. Как следует из документа, желаемое повышение цен связано с ростом курсов доллара и евро к рублю.

Аналогичное предложение по росту цен от 27 компаний, входящих в «Руспродсоюз», получил и ритейлер номер два в России – «Магнит», рассказал его представитель и перечислил те же специализации поставщиков, что и Х5.

31 марта с письмом в розничные сети обращался Востриков. «Ведомости» ознакомились с документом, получение его подтвердил представитель Х5. Зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов подтвердил, что 31 марта союз направил сетям предостережение от недобросовестных практик при пересмотре цен, а ответа от Х5, по его словам, он пока не получил.

Руководитель «Руспродсоюза» в письме от 31 марта указывал: к концу марта курсы евро и доллара к рублю выросли на 27 и 31% соответственно в сравнении с началом года. Меньший процент корректировки отпускных цен импортерами – объективное обоснование для повышения цен, а для российских производителей достаточно указать долю валютной составляющей, говорилось в документе.

Но, отмечал Востриков, некоторые сотрудники торговых сетей просили при согласовании новых цен либо предоставить данные о ценах в других магазинах, либо развернуто аргументировать, почему надо принять новые цены. Это, по его мнению, недобросовестная практика, она может расцениваться антимонопольными органами как согласованные действия разных компаний. «Когда сеть требует мониторинга, фактически она просит поставщика раскрыть условия его взаимодействия с конкурентами. К сожалению, ряд членов ассоциации – компаний розничной торговли начали запрашивать мониторинги цен конкурентов, мы предостерегаем коллег в торговых сетях от ошибки», – пояснил Леонов «Ведомостям».

Поэтому, говорилось в письме к ритейлу от 31 марта, «просим <...> не запрашивать у поставщиков ценовых мониторингов и информацию о структуре себестоимости в качестве требования» для пересмотра цен.

Другие крупнейшие сети также получают просьбы поставщиков поднять цены.

«Магнит», по словам его представителя, получает уведомления поставщиков о повышении отпускных цен в среднем диапазоне 10–15%: «Поставщики обосновывают необходимость повышения дефицитом сырья, снижением курса рубля и другими причинами».

ГК «Дикси» в последние недели отмечает рост закупочных цен от некоторых поставщиков, сообщил главный исполнительный директор группы Игорь Плетнев.

Представитель «Ашана» тоже сообщил, что сеть получает от поставщиков сообщения о повышении цен на некоторые товары: «Принимаем их только в том случае, если они действительно обоснованны». Каждое повышение цен в каждом регионе «Ашан» рассматривает индивидуально, подчеркнул его представитель.

Цены растут в первую очередь на импортную продукцию и на ту, в цене которой есть большая доля импорта (сырье, упаковка), констатирует управляющий по качеству и закупкам сети магазинов «Вкусвилл» Евгений Римский: «У нас со всеми поставщиками идет плотное обсуждение и поиск вариантов, как минимизировать повышение в таких нестабильных условиях».

Группа компаний Simple повысила отпускные цены в начале апреля с 13 до 18% в зависимости от категории алкоголя, рассказал президент группы Максим Каширин. Основная причина – рост курса валют, который напрямую влияет на стоимость продукции в рублях. Цена уже автоматически изменилась в собственных винотеках компании и на ее интернет-витрине, а с сетевым ритейлом компания пока ведет переговоры: обычно процесс принятия новых цен занимает время, пояснил Каширин. С сетями Simple обсуждает повышение цены в несколько этапов, а не одномоментно. Пока сети дополнительных разъяснений для роста цены, по его данным, не требовали: «Когда компания является импортером, очевидно, что рост курса будет транслироваться в отпускную цену и цену на полке».

Рост стоимости зерна приводит к удорожанию сырья, например муки из мягкой пшеницы для производства макарон, рассказал «Ведомостям» представитель крупного производителя макарон. С начала марта она выросла с 15 до 19 руб./кг. Пока компания не обращалась к сетям с предложением новых цен, эта продукция не основная. А вот цены на муку из твердых сортов пшеницы, из которых делается основная часть продукции, пока стабильны – пшеница твердых сортов в этом году из России не экспортируется, поэтому еще нет необходимости повышать отпускную цену, обнадежил он.

Один из крупнейших производителей колбас, ГК «Останкино», не планирует повышения отпускной цены, заявил «Ведомостям» председатель совета директоров группы Михаил Попов (входит в правление «Руспродсоюза»): пока корректировка курса доллара не приводит к существенному росту себестоимости и важно сохранить лояльность потребителей. По его словам, сейчас благоприятная ситуация для производителей: спрос вырос, а стоимость основного сырья стабильна. «Не хотим участвовать в коронавирусной истерии ни в каком проявлении», – подчеркнул он.

«Нам известно о росте себестоимости продукции у большинства российских производителей, вызванном снижением курса рубля, и что поставки в торговые сети они сегодня осуществляют по убыточной для себя цене», – утверждает Леонов.

Но об убыточной торговле говорит и ритейл. Например, по словам представителя «Ашана», наценку в большинстве случаев для социально значимых товаров устанавливает не он: «А в некоторых случаях закупочная цена вообще превышает цену на полке».

«Магнит» анализирует каждое обращение от поставщиков по повышению цен и если иных вариантов нет, то вынужден принимать его, отмечает представитель компании. «Часто мы вынуждены обнулять или ставить отрицательную наценку на товары первой необходимости, чтобы поддержать снижающуюся покупательную способность на фоне осложнений в экономике, вызванных коронавирусом», – добавил он.

ГК «Дикси» применяет минимальную наценку на социально значимые группы товаров, чтобы смягчить негативное воздействие повышения цен для граждан с низким уровнем доходов, говорит Плетнев.

Представители «Макфы» и АФГ «Националь» отказались от комментариев, «Ленты» – не ответили на запросы.