На рынке доставки продуктовых наборов сменился лидер

Компанию Grow Food потеснила Performance Group
По прогнозу Infoline, рынок доставки продуктовых наборов по итогам 2020 г. составит 12 млрд руб.
По прогнозу Infoline, рынок доставки продуктовых наборов по итогам 2020 г. составит 12 млрд руб. / Level Kitchen

1-е место в рейтинге крупнейших интернет-магазинов продуктовых наборов по итогам первого полугодия 2020 г., по данным агентства Infoline, заняла Performance Group: ее оборот за этот период составил 1,45 млрд руб. Начиная с 2016 г. лидером этого рынка была компания Grow Food, однако теперь она занимает 2-е место с оборотом 1,27 млрд руб.

Performance Group была создана в 2015 г. бизнесменом Артуром Зеленым. Летом 2019 г. 4% долей в кипрской головной компании сервиса выкупила Mail.ru Group (MRG), позже она увеличила свой пакет до 25%. В декабре прошлого года MRG внесла все свои миноритарные инвестиции в сфере доставки еды, включая долю в Performance Group, в совместное предприятие со Сбербанком, туда же вошли сервисы по доставке из ресторанов Delivery Club и заказа такси «Ситимобил».

Компания выпускает и доставляет наборы готовых блюд, разработанные ею программы включают питание для людей с различными заболеваниями, для набора и потери веса и проч. У компании четыре бренда: Level Kitchen (правильное питание), Performance Food (премиальный бренд здорового питания), My Food (питание на любой вкус) и Chef at Home (наборы еды для приготовления дома). Стоимость программ – 450–5000 руб. в день.

Performance Group активно наращивает продажи в регионах, они прибыльны и у них есть сильный инвестор в лице MRG и Сбербанка, что позволило демонстрировать опережающие темпы роста и стать лидером, объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Пандемия коронавируса в целом оказала большое влияние на результаты работы Performance Group в первом полугодии 2020 г., говорит Зеленый. Он добавляет, что во второй половине года компания будет развиваться сопоставимыми темпами за счет расширения географии присутствия: сервис планирует выйти в 50 крупных городов России.

Что касается Grow Food, то, по словам Бурмистрова, после ввода дополнительных мощностей в Москве и области во втором полугодии компания тоже ускорит свой рост, поэтому в целом конкуренция между лидерами будет только усиливаться. В августе 2019 г. Grow Food открыла пищевой комбинат в Санкт-Петербурге площадью 2200 кв. м и стоимостью 200 млн руб. Он производит 12 т продукции в день, или 1–1,2 млн порций в месяц. В ноябре прошлого года компания заявила о выходе в Екатеринбург, Мурманск, Новосибирск, Краснодар и Казань. В ее планах на этот год – строительство фабрики-кухни и распределительного цеха площадью более 10 000 кв. м в Подмосковье. Инвестиции в проект оцениваются примерно в 500 млн руб. Сооснователи Grow Food Даниэль Гальпер и Павел Паскарь на запросы «Ведомостей» не ответили.

Прорывом можно считать появление на 4-м месте компании Elementaree (оборот за первое полугодие 2020 г. – 400 млн руб.), годом ранее она занимала 5-е место, говорит Бурмистров. В мае 2020 г. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Bonduelle инвестировали в этот сервис $5 млн. Компании помогло изменение продуктовой линейки, объясняет основатель Elementaree Ольга Зиновьева. В прошлом году сервис, по ее словам, ввел более доступную серию наборов для приготовления по 225 руб. за 400–500 г еды, а также значительно расширил линейку премиальных блюд. Компания планирует закрепить свое место на рынке за счет расширения производства в Москве, говорит Зиновьева, на эти цели пойдут средства инвесторов (РФПИ и Bonduelle). Она прогнозирует увеличение количества производимых рационов в 2 раза до 1 млн порций в месяц.

По прогнозу Infoline, рынок доставки продуктовых наборов по итогам 2020 г. составит 12 млрд руб., из которых 5 млрд пришлось на первую половину года. До этого рынок рос почти двузначными темпами – с 4,5 млрд в 2018 г. до более 7 млрд руб. в 2019 г. (2,9 млрд руб. – в первом полугодии). Темпы роста сохранятся и в 2021 г. – рынок превысит 20 млрд руб., прогнозирует Бурмистров. По его словам, это связано с общим развитием онлайн-продаж продовольственных товаров, расширением производственных мощностей, региональной экспансией и развитием логистики у участников рынка, а также сохраняющимся трендом на здоровое питание. В условиях пандемии коронавируса здоровье вышло на первый план и на этом средний класс даже в условиях снижения доходов предпочитает не экономить, говорит Бурмистров.

Во время карантина людям пришлось готовить гораздо больше, поскольку вся семья находилась дома, и это дало дополнительный толчок для развития рынка доставки готовой еды, согласна эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD Марина Лапенкова. В России традиционно готовкой занимаются женщины, которым во время карантина еще нужно было работать и заниматься детьми, продолжает эксперт, они искали способы разгрузить себя, некоторые выбрали такие наборы. Операторы по доставке рационов стали предлагать разные дополнительные услуги: забирают оставшуюся пластиковую упаковку, привозят в точно указанное время, составляют меню так, чтобы блюда не повторялись, и запоминают вкусовые предпочтения клиентов. Однако нужно понимать: наборы обходятся дороже продуктов, купленных в магазине, предупреждает Лапенкова, но дешевле, чем поесть в ресторане. Не все блюда хорошо переносят хранение и доставку: к примеру, домашние суп или простая овсянка отличаются по вкусу от тех, что привозят операторы, отмечает она, это один из барьеров для развития этого бизнеса.

По прогнозу Infoline, рынок доставки продуктовых наборов по итогам 2020 г. составит 12 млрд руб.