ФАС проверяет законность действий Сахалинской области при выборе инвестора

Губернатор хочет без конкурса создать аэропортовое СП с холдингом Вексельберга
«Аэропорты регионов»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проверяет правительство Сахалинской области за действия при выборе инвестора для аэропорта Южно-Сахалинска, так как область планирует без конкурса привлечь к достройке нового терминала холдинг «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга. Об этом «Ведомостям» рассказали сотрудники двух других аэропортов. Они знают о проверке, так как ФАС в ее ходе запрашивала других потенциальных претендентов, интересен ли им аэропорт Южно-Сахалинска. Запросы ФАС получили холдинг «Базэл аэро» Олега Дерипаски, «Новапорт» Романа Троценко, «Хабаровский аэропорт» Константина Басюка – все ответили, что актив им интересен, рассказали собеседники «Ведомостей».

«ФАС проверяет соблюдение законодательства о защите конкуренции при выборе оператора аэропорта Южно-Сахалинска. Юридическая оценка действий правительства Сахалинской области будет дана по итогам проверки», – передал «Ведомостям» замруководителя ФАС Александр Редько. Считаем правильным развивать крупные хабы на Дальнем Востоке на конкурентной основе с учетом необходимости создавать максимально широкие маршрутные сети местных, региональных и международных авиаперевозок, добавил Редько.

Представитель «Аэропортов регионов» от комментариев отказался, пресс-службы правительства и минтранса Сахалинской области на запросы «Ведомостей» не ответили. Ранее губернатор Валерий Лимаренко поручил внести в план приватизации акции принадлежащей области компании «Аэровокзал Южно-Сахалинск» и до 10 сентября внести эти акции в уставный капитал АО «ДВ-инвест», которое входит в «Аэропорты регионов». Область за свои акции получит 49% «ДВ-инвеста», 51% останется у холдинга Вексельберга, областная компания будет, таким образом, приватизирована.

20,6 млрд руб.

во столько обошелся инвестору самый дорогой приватизируемый региональный аэропорт. ​В 2015 г. компания, подконтрольная Олегу Дерипаске, заплатила на аукционе по приватизации 51% аэропорта Красноярска 4 млрд руб. Обязательным условием при покупке актива было инвестировать в его развитие 16,6 млрд руб.

«Аэровокзал Южно-Сахалинск» строит в аэропорту новый пассажирский терминал площадью 40 000 кв. м, для достройки необходимо 4,8 млрд руб. – эти средства инвестируют «Аэропорты регионов» и за это получат контроль над активом. Сейчас аэропорт располагает терминалом в 7400 кв. м, который давно не справляется с трафиком. Этим терминалом владеет другая областная компания – «Аэропорт Южно-Сахалинск», он будет закрыт после достройки нового терминала, и единственным оператором в Южно-Сахалинске останется «Аэровокзал Южно-Сахалинск». В 2019 г. аэропорт принял 1,3 млн пассажиров.

«Способ приватизации путем внесения акций в уставный капитал частной компании не требует проведения конкурса. Для такого способа приватизации необходимо одобрение областной думы», – говорит человек, близкий к одной из сторон проекта. «По поручению Владимира Путина на базе авиакомпании «Аврора», базирующейся в Южно-Сахалинске, до конца года будет создана компания для ускоренного развития авиаперевозок в регионе. Южно-Сахалинск станет развиваться как транзитный хаб, но для этого необходимо срочно достраивать новый терминал, а конкурсные процедуры, а потом и потенциальные судебные обжалования итогов конкурса затянули бы достройку на год и больше», – добавляет собеседник. К тому же аэропорты Владивостока (входит в «Базэл аэро») и Хабаровска сами развиваются как транзитные хабы, Южно-Сахалинск с «Авророй» станет им прямым конкурентом, поэтому приход этих инвесторов создал бы очевидный конфликт интересов, добавляет близкий к проекту источник.

«При внесении принадлежащих области акций аэропорта в уставный капитал другого акционерного общества проведение конкурса не обязательно», – говорит адвокат юрфирмы Forward Legal Дарья Овчинникова. В России практически не осталось крупных региональных аэропортов, не входящих в три аэропортовых холдинга («Базэл аэро», «Новапорт», «Аэропорты регионов»). За оставшиеся и даже за более мелкие активы ведется ожесточенная борьба, к которой часто привлекается ФАС. В 2013 г. Ростовская область подобным образом приватизировала акции аэропорта Ростова-на-Дону – внесла их в СП с «Аэропортами регионов», в котором получила миноритарный пакет. ФАС тогда тоже проводила проверку, но нарушений не нашла.

В 2019 г. ФАС, наоборот, признала нарушившим антимонопольное законодательство губернатора Иркутской области Сергея Левченко, областное правительство, холдинг «Новапорт» и структуру «Ростеха». Левченко без конкурса привлек СП «Новапорта» и структуру «Ростеха» к строительству нового терминала в аэропорту Иркутска. Но тогда схема была иной: власти без конкурса сдали частному СП участок в аэропорту под строительство нового терминала. После вмешательства ФАС проект был остановлен. «По общему правилу заключение договора аренды в отношении участка, принадлежащего области или областной компании, возможно только по итогам конкурса», – объясняет Овчинникова.

«Группа компаний «Базэл аэро» получила запрос ФАС о заинтересованности в строительстве нового аэровокзала в аэропорту Южно-Сахалинска и подтвердила в ответе интерес к развитию аэропорта. По нашему мнению, в подобном проекте должны быть обеспечены конкурентные условия для всех потенциальных инвесторов путем проведения отбора с прозрачными и объективными критериями оценки», – говорит представитель холдинга. Комплексное развитие аэропортов Владивостока и Южно-Сахалинска даст синергетический эффект для всей инфраструктуры Дальнего Востока, добавляет он.