Ozon начнет доставлять заказы сторонних интернет-магазинов

Так компания намерена получить дополнительный заработок
Андрей Гордеев / Ведомости

Ozon в декабре начал тестировать доставку заказов сторонних интернет-магазинов, товары которых не представлены на одноименном маркетплейсе. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель онлайн-ритейлера. По его словам, первым партнером Ozon по этому направлению стал магазин премиальной косметики Authentica.love, с остальными компаниями ведутся переговоры. Руководитель Authentica.love Денис Дождевиков информацию о сотрудничестве с Ozon подтвердил.

По словам представителя Ozon, ритейлер рассчитывает не только заработать на новой услуге, но и оптимизировать свои логистические расходы за счет новых заказов. Также это даст возможность заработать пунктам выдачи Ozon – 80% из них сейчас работает по франшизе, и за обработку заказов сторонних интернет-магазинов партнеры компании будут получать дополнительную фиксированную плату.

Тарифы будет рассчитываться исходя из количества товаров, а также расстояния. По данным Data Insight, по итогам 2019 г. продажи товаров через Ozon составили 80,7 млрд руб. По этому показателю маркетплейс уступает только Wildberries (210,6 млрд руб.) и «Ситилинку» (90,4 млрд руб.). У компании более 4500 пунктов выдачи заказов, 2700 курьеров по всей России, а также 7500 собственных постаматов. Правда, последние пока в тестировании не участвуют, но в дальнейшем доставку сторонних интернет-магазинов можно будет организовывать и в постаматы, говорит представитель компании.

Новая услуга может быть интересна компаниям, которым сложно организовать логистику в разные регионы России, а также тем, кто только начинает развитие собственных онлайн-продаж и ищет партнера, объясняет директор по логистике и клиентскому сервису Ozon Станислав Кондратьев. Это подтверждает и Дождевиков. Такое сотрудничество интересно Authentica.love, потому что у Ozon развитая логистика, которая включает большую сеть пунктов выдачи, что позволит расширить географию доставки, говорит он. Дождевиков уточняет, что магазин уже сотрудничает с несколькими логистическими компаниями, но они работают не во всех регионах. При этом компания, по его словам, довольна трафиком в собственном интернет-магазине и не планирует пока становиться продавцом Ozon.

Со своими продавцами Ozon работает по двум схемам: доставляет заказы с собственного склада или со склада самого продавца. Сторонним интернет-магазинам будет доступен второй вариант, уточнил представитель онлайн-ритейлера. По мнению гендиректора PickPoint (управляет сетью из 8000 постаматов и более 3000 пунктов выдачи) Надежды Романовой, прежде всего новая услуга направлена на уже действующих продавцов, которые основную часть логистики берут на себя. Угрозы конкуренции для своей компании она тут не видит: клиенты Ozon и PickPoint практически не пересекаются.

Оказание логистических услуг – логичный шаг для крупного онлайн-оператора, говорит партнер Data Insight Федор Вирин. По его словам, это самая сложная и самая маржинальная часть работы, поэтому это обеспечит Ozon дополнительный заработок. Вирин напоминает, что стоимость доставки сейчас составляет 7–9% от стоимости заказа. Пандемия коронавируса ускорила развитие онлайн-торговли в России: в 2020 г. продажи через интернет вырастут на 44% до 2,5 трлн руб., а к 2024 г. достигнут 7,2 трлн руб., говорится в ноябрьском отчете Data Insight. Есть логика и в том, чтобы дать дополнительно заработать партнерским пунктам выдачи: некоторые из них недозагружены, да и в целом этот бизнес обычно приносит предпринимателям небольшой доход, объясняет Вирин.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что сами сторонние магазины могут со временем захотеть разместить свою продукцию на площадке Ozon. Он полагает, что новая услуга позволит компании повысить эффективность логистики. По числу пунктов выдачи онлайн-ритейлеров Ozon уступает лишь Wildberries, у которой 6800 пунктов, а по числу постаматов Ozon лидирует, говорит Бурмистров.

Услуги логистики оказывают и другие компании, например «220 вольт», «Обувь России», а у торговой сети «Пятерочка» есть собственная логистическая компания 5post с пунктами выдачи на кассе магазинов, рассказывает Вирин. «220 вольт» с 2017 г. организует хранение и доставку до потребителя, говорит управляющий партнер компании Алексей Федоров. Сейчас у нее 27 клиентов (поставщики одежды, сантехники, кондиционеров, бытовой техники и т. д.), по согласованию с клиентом продукция может быть размещена также и в каталоге интернет-магазина. Федоров называет такие услуги интересным и растущим направлением бизнеса, на который приходится 3% от общей прибыли компании. Он говорит, что «220 вольт» намерена увеличивать число своих партнеров. Впрочем, для небольших интернет-магазинов в сотрудничестве с Ozon, по его словам, есть риски. Их клиенты могут стать более лояльны именно к Ozon и в дальнейшем они будут искать необходимые товары уже на этой площадке, что приведет к оттоку клиентов, объясняет Федоров. Кроме того, интернет-ритейлер получит доступ к их клиентской базе, которой может воспользоваться в своих целях, например запустить рекламную рассылку.

Wildberries не планирует становиться исключительно логистическим партнером для других интернет-магазинов, так как мощности ритейлера уже полностью задействованы для обслуживания собственных клиентов, говорит его представитель. Компания, по его словам, предпочитает сотрудничать с ритейлерами по продаже их продукции через онлайн-витрину с использованием логистических мощностей или без, что уже позволило ей расширить ассортимент бытовой техники, электроники, мебели и др., продолжает собеседник «Ведомостей».

У «Яндекс.Маркета» уже есть пул логистических партнеров и в сотрудничестве с Ozon маркетплейс не заинтересован, сказал представитель компании. А представитель «М.видео-Эльдорадо» рассказал «Ведомостям», что Ozon обращался в компанию с предложением о сотрудничестве, но решение будет зависеть от конкурентоспособности условий. Компания уже работает с крупными партнерами, такими как DPD, ПЭК, «Яндекс.Такси» и Gett, говорит он.