Продажи российских аптечных сетей составили 1,5 трлн рублей

Это рекордный показатель минимум за последние пять лет
Продажи аптечных сетей в денежном выражении по итогам 2020 г. увеличились на 14% /Максим Стулов / Ведомости

Продажи российских аптечных сетей в 2020 г. увеличились в денежном выражении на 14% до 1,5 трлн руб., подсчитали аналитики AlphaRM совместно с отраслевым изданием «Фармацевтический вестник». «Ведомости» ознакомились с исследованием.

Судя по данным предыдущих отчетов компаний, это самый высокий показатель как минимум за последние пять лет – более ранних исследований AlphaRM и «Фармацевтический вестник» не проводили. Наибольшие продажи пришлись на лекарства: их было реализовано в общей сложности на 1,1 трлн руб. Еще 86 млрд руб. потребители в 2020 г. потратили на биологически активные добавки, еще 262 млрд руб. – на прочий нелекарственный ассортимент.

Похожие данные и у RNC Pharma, компания подтверждает, что продажи аптечных сетей в денежном выражении по итогам 2020 г. увеличились на 14% – правда, точную сумму не раскрывает. Ее директор по развитию Николай Беспалов лишь говорит, что это рекорд за последние несколько лет. Он объясняет это ростом цен на товары аптечных сетей: они подорожали на 8,6% – и это тоже один из самых высоких показателей за последнее время.

Продажи в 2020 г. были волнообразными, напоминает гендиректор аптечной сети «36,6» Александр Кузин. Он отмечает, что пик пришелся на начало года, когда произошло падение курса рубля и потребители стремились сделать запасы принимаемых на постоянной основе лекарств, пока те не подорожали. Новый скачок, по его словам, был в марте и октябре.

В остальные месяцы показатели были либо на уровне 2019 г., либо ниже, говорит Кузин. Это соответствует данным исследования AlphaRM и «Фармацевтического вестника», согласно которому продажи в марте 2020 г. были выше аналогичного показателя предыдущего года почти на 33%, в октябре – на 30%, а в апреле и мае – ниже на 2,4 и 4% соответственно.

Согласно отчетности «36,6», по итогам 2020 г. сопоставимые продажи (LFL) составили 6,5% против 5,5% годом ранее, продажи же всей сети увеличились на 9,5% до 47 млрд руб. LFL сети «Ригла» достигли 1,5% против падения на 0,2% годом ранее. Ее коммерческий директор Наталья Бурдина также связывает это не только с ажиотажным потребительским спросом, но и с развитием самой компании – за год число входящих в сеть аптек увеличилось на 290 точек. В результате этого продажи всей компании выросли год к году на 16%, говорит она.

LFL воронежской аптечной сети «Фармия» (присутствует также в Курской, Липецкой, Псковской, Ростовской, Ленинградской и Брянской областях) по итогам 2020 г. составили 11,5% против 15% годом ранее. Несмотря на снижение динамики, главный исполнительный директор компании Роман Кубанев считает его «весьма неплохим», особенно с учетом того, что во время жестких коронавирусных ограничений в апреле и мае продажи сильно просели год к году.

Кузин опасается, что в 2021 г. негативное влияние на аптечные сети окажет снижение стоимости жизненно важных препаратов в связи с принятием Федеральной антимонопольной службой и Минздравом новой методики ценообразования.

Лекарства подешевеют, а затраты сетей на персонал и аренду не изменятся, замечает Кузин. Его опасения разделяет и Беспалов – по его словам, производителям и, соответственно, сетям придется повышать стоимость лекарств, не входящих в перечень жизненно важных, что на фоне падения доходов населения может лишь усугубить ситуацию. В результате, по его прогнозам, в 2021 г. динамика продаж будет либо нулевой, либо отрицательной. Кубанев настроен более оптимистично. Он ожидает роста, который объясняет в том числе закрытыми границами с другими государствами. Те деньги, которые потребители тратили в сезон отпусков за рубежом, будут израсходованы внутри страны, в том числе в аптечных сетях, резюмирует Кубанев.