Продажи между частными лицами в интернете в России за год выросли на 87%

Пандемия учит экономить, показало исследование Data Insight
Чаще всего у частных продавцов покупают бытовую технику, электронику и компьютеры/ Евгений Разумный / Ведомости

Продажи между частными лицами в интернете (С2С) в России выросли на 87% в 2020 г. в сравнении с 2019 г. и превысили 1 трлн руб., а количество сделок за тот же период выросло на 70% более чем до 300 млн. Об этом говорится в исследовании «Рынок С2С онлайн-торговли», подготовленном сервисом «Авито» и исследовательским агентством Data Insight.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров называет такой темп роста опережающим. Он обгоняет рост рынка организованной интернет-торговли: по оценке Data Insight, тот вырос на 44% – 2,5 трлн руб. за прошлый год.

Рынок C2C, по мнению Бурмистрова, развивается прежде всего из-за тренда на экономию. Потребители все более внимательно относятся к собственному бюджету: с одной стороны, они продают ненужные вещи, с другой – покупают новые или бывшие в употреблении недорогие товары от частных лиц. Также этому рынку помогла и пандемия коронавируса, из-за которой покупки онлайн в целом стали популярнее, говорит Алексей Куракин, управляющий директор «Авито товары». В 2020 г. аудитория таких сервисов составила 13,3 млн человек, добавляет он.

Развитию вторичной продажи товаров способствует и то, что в последнее время такие сервисы все чаще работают по удобной модели маркетплейса – на них можно моментально найти товары от разных продавцов, считает Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group. Кроме того, такие сервисы стал активно использовать малый бизнес, говорится в исследовании. Доля мелких предпринимателей, торгующих на сервисах новыми товарами, которые были куплены для перепродажи, увеличилась за три года с 8% в 2017 г. до 12% в 2020 г., отмечается в исследовании.

Но главным драйвером стало развитие доставки, которая активизировала покупателей из регионов, говорят участники рынка. Например, «Авито» запустила курьерскую доставку и выдачу заказов через пункты выдачи в 2018 г., напоминает представитель компании. При этом сервис гарантировал безопасность: покупатель платит деньги при оформлении заказа, но продавец получит их только после того, как посылка будет у получателя. Кроме того, все больше продавцов готовы отправить товар по всей стране: их доля выросла с 7% в 2017 г. до 16% в 2020 г., указывают авторы исследования. Есть много населенных пунктов, где нет крупных ТЦ, количество магазинов ограничено и есть сложности в доставке товаров из магазинов, рассуждает Артем Аинцев, владелец Aintcev Group. Там такие сервисы особенно востребованы, объясняет он.

Чаще всего у частных продавцов покупают бытовую технику, электронику и компьютеры (на эту категорию приходится 24% продаж), одежду и обувь (18%) и детские товары (17%), уточняют авторы исследования. Это товары массового спроса, которые можно покупать даже б/у, поскольку они не теряют своих основных свойств, считает Бурмистров.

Исследование рынка С2С включало в себя не только специализирующиеся на объявлениях сервисы типа «Авито» или «Юлы», но также и социальные сети и мессенджеры, говорит Елизавета Хоботина, аналитик направления С2С Data Insight. Популярность последних растет, указывает она. Развитие торговли через социальные сети подтверждает и PR-директор сервиса «Юла» Тимофей Соболевский. Компания в прошлом году даже запустила совместно с «В контакте» сервис частных объявлений: с его помощью пользователи получили доступ к единому каталогу предложений от пользователей «В контакте» и сервиса «Юла». С момента запуска дневная аудитория объявлений выросла в 3 раза, а количество сделок – в 2,7 раза, говорит он.

Динамика, которую показали C2C-продажи по итогам 2020 г., еще не предел, считает Хоботина. По мере развития сервисов они будут становиться проще в использовании, доставка будет быстрее и удобнее, ассортимент станет расти. Все это будет привлекать все большую аудиторию, уверена она.