«Почта России» хочет доставлять лекарства на дом

Найти партнеров среди аптечных сетей ей будет сложно
«Почта России» получила лицензию на дистанционную торговлю лекарствами / РИА Новости

«Почта России» получила лицензию на дистанционную торговлю лекарствами, рассказал «Ведомостям» представитель компании. Он уточнил, что организация намерена доставлять на дом заказы, сделанные потребителями на партнерских маркетплейсах и в интернет-аптеках. С кем именно «Почта России» будет сотрудничать, ее представитель не сказал. По его словам, для развития нового направления организация инвестировала 3 млн руб. в модернизацию логистического центра во Внукове, сделав в нем отдельную зону для хранения препаратов. Кроме того, «Почта России» планирует расширить штат и закупить термоконтейнеры, в которых курьеры будут отвозить лекарства.

«Почта России» – федеральный почтовый и логистический оператор, включающий в себя, по собственным данным, более 42 000 отделений обслуживания клиентов, 70% которых находится в малых населенных пунктах. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка компании в 2020 г. достигла 211,1 млрд руб., чистая прибыль – 2,3 млрд руб.

«Почта России» уже предпринимала попытку развивать фармацевтическое направление. Так, в мае 2020 г. компания анонсировала начало проекта по доставке препаратов от производителей в аптеки. Имена партнеров также не раскрывались. Выручку, полученную от реализации этого направления, представитель «Почты России» раскрывать не стал. Опрошенные «Ведомостями» крупные аптеки и производители лекарств не в курсе, удалось ли компании наладить с кем-то партнерство. Кроме того, «Почта России» открывает аптечные пункты на базе своих отделений. По словам ее представителя, сейчас работает 11 таких точек в почтовых отделениях Москвы, Самарской и Ульяновской областей, Башкортостана и Чувашии. Их число предполагается увеличивать, но на сколько, он не сказал.

Что еще хочет доставлять «Почта России»

В апреле этого года президент Владимир Путин поручил правительству и «Почте России» провести эксперимент по доставке российского вина. Об этом сообщал РБК со ссылкой на подготовленную компанией презентацию. По данным издания, проект поддерживает Минфин. Подробности эксперимента не известны. Представитель «Почты России» подтверждал изданию возможность его реализации. Легализация дистанционной торговли алкоголем в России обсуждается уже несколько лет. Так, в 2017 г. Минфин подготовил соответствующий законопроект, но инициатива так и не была реализована. Против онлайн-торговли спиртным исторически выступает Минздрав.

Интерес «Почты России» к фармацевтическому рынку может быть связан с желанием компании обеспечить дополнительную загрузку своих мощностей, считает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Это, в свою очередь, обусловлено появлением на рынке большого количества служб доставки, способных довезти посылку зачастую быстрее и по той же цене, а также общим снижением популярности бумажной корреспонденции, рассуждает эксперт. При этом он сомневается в том, что кому-то из аптечных организаций, развивающих дистанционную торговлю лекарствами, может быть интересно сотрудничество с «Почтой России». Беспалов напоминает, что многие специализирующиеся на этом игроки входят в компании, которые включают в себя собственных дистрибуторов. Например, «Аптека.ру» является частью группы «Катрен» с одноименным дистрибутором, а «Здравсити» – Центра внедрения (ЦВ) «Протек». Соответственно, всю логистику они осуществляют сами, говорит Беспалов. Менее же крупные игроки, по его словам, либо формируют собственные службы доставки, либо уже имеют партнеров. Это давно сформировавшийся рынок и смена оператора возможна только в условиях безупречной работы или привлекательной цены, едва ли «Почта России» сможет обеспечить конкурентоспособные условия в этом плане, считает Беспалов. Он добавляет, что услуги компании могут быть интересны отдельным игрокам разве что с точки зрения доставки в малонаселенные пункты, где в принципе мало аптек. Представитель «Аптека.ру» комментарии не предоставил. Коммерческий директор ЦВ «Протек» Борис Попов не сказал, обращалась ли «Почта России» с предложением о сотрудничестве со «Здравсити», но отметил, что компания готова рассмотреть такую возможность. Еще один крупный игрок на рынке онлайн-торговли лекарствами – сервис «Сбер Еаптека» предложений осуществлять доставку лекарств от «Почты России» не получал, сообщил «Ведомостям» его совладелец Антон Буздалин. По его словам, компании будет интересно рассмотреть возможность такого партнерства, если стоимость доставки будет привлекательной.

Онлайн-торговлей лекарствами занимаются и некоторые непрофильные игроки, например Ozon, «Яндекс.Маркет» и проч. Ozon пока не получал от «Почты России» предложений о сотрудничестве по доставке лекарств, рассказал «Ведомостям» представитель маркетплейса. Впрочем, он заявил, что компания не исключает такого партнерства, как с крупным логистическим оператором с федеральным присутствием. Готов к сотрудничеству с ним и «Яндекс.Маркет», говорит его представитель. Сейчас на маркетплейсе доступна только услуга бронирования препаратов с выдачей в аптеке, так как онлайн-агрегаторы в рамках действующего законодательства не могут сами осуществлять доставку. Однако эта норма может быть изменена, соответствующие поправки уже разрабатываются. Поэтому, по словам представителя «Яндекс.Маркета», «Почта России» могла бы выступить партнером маркетплейса в тех регионах, где у него нет собственных логистических мощностей.

Дистанционная торговля безрецептурными лекарствами была разрешена только в апреле прошлого года, поэтому этот рынок пока что развит слабо, напоминает Беспалов. По данным RNC Pharma, в I квартале 2021 г. доля онлайн-продаж аптечных сетей составила 13,1% против 9,7% годом ранее, их сумма достигла 46,2 млрд руб.