Медиаменеджер Паскина и сооснователь «В контакте» Левиев заработают на обслуживании офисов

Вместе с фондом Addventure они инвестировали $3,6 млн в сервис Wowworks
Ольга Паскина/ Сергей Портер / Ведомости

Медиаменеджер Ольга Паскина и сооснователь «В контакте» Лев Левиев хотят заработать на обслуживании офисов. Вместе с партнерами они инвестируют $3,6 млн в стартап Wowworks.

Цифровая платформа Wowworks привлекла $3,6 млн от компании DV Capital (создана экс-топами «Национальной медиа группы» Ольгой Паскиной и Алексеем Янчишиным) и фонда LVL1 сооснователя «В контакте» Льва Левиева. Об этом говорится в их совместном сообщении. Там также сказано, что ведущим инвестором раунда стал фонд Addventure. Сооснователь Wowworks Сергей Дядиченко эту информацию подтвердил. По его словам, консорциум инвесторов получит миноритарную долю в сервисе. Ее размер он не уточнил.

Wowworks был основан в 2015 г. Дядиченко и Александром Шипиловым. Стартап занимается подбором специалистов для обслуживания офисов и точек продаж, они проводят для своих клиентов мелкий ремонт, занимаются уборкой помещений, чинят и настраивают офисное оборудование и т. д. (всего 300 видов услуг). Сервис, по словам Дядиченко, позволяет компаниям экономить на эксплуатационных расходах до 40%.

В 2017 г. стартап уже привлек $1 млн в ходе посевного раунда от фонда Addventure. Спустя два года Wowworks также начала работать в Евросоюзе (Германии, Австрии, Польше и Венгрии). В первом полугодии 2021 г. 50% оборота компании, по ее собственным данным, приходилось на европейский рынок.

На сайте Wowworks говорится, что на его платформе сейчас зарегистрировано около 40 000 исполнителей. У компании более 200 корпоративных клиентов, среди которых «Сбер», «Связной», «Л’Этуаль», DNS, Zolla, Modis, аптечные сети «Ригла» и «36,6» и проч.

Cтартап может стать одним из крупнейших игроков на международном рынке обслуживания офисов, считает управляющий партнер Addventure Максим Медведев. Этим он и объясняет решение консорциума об инвестициях в эту компанию. В частности, сервис в дальнейшем планирует выйти на рынки Индии и Юго-Восточной Азии. По его словам, сейчас в этом сегменте работают в основном небольшие игроки с устаревшими технологиями, поэтому он видит у Wowworks большие перспективы для развития. Медведев называет стартап «будущим «единорогом» и считает, что со временем его стоимость может достигнуть $1 млрд. В сообщении инвесторов также сказано, что выручка (совокупные платежи клиентов) стартапа в 2020 г. выросла в 10 раз до $7 млн. При этом сами исполнители получили 67% от этой суммы.

По расчетам Wowworks, сейчас российский рынок обслуживания офисов и розничных сетей оценивается в $2,5 млрд. Опрошенные «Ведомостями» консультанты подтвердить эти данные не смогли. Директор по техническому обслуживанию и эксплуатации департамента управления недвижимостью Colliers Андрей Филиппов говорит, что из-за разницы в стоимости услуг у отдельных компаний и рабочей силы, а также разного состояния самих офисов оценить его практически невозможно, особенно в российских регионах.

Впрочем, он признает, что этот сегмент считается быстро растущим, так как количество объектов коммерческой недвижимости с каждым годом становится все больше. Привлекательным для инвестиций считает его и управляющий директор Skolkovo Ventures Станислав Колесниченко. Он также отмечает, что в той нише, которую выбрал для работы Wowworks, пока нет большой конкуренции, поэтому у него есть возможности для роста. Он отмечает, что такие крупные игроки, как YouDo, «Руки» и «Яндекс Услуги», которые также оказывают услуги «мужа на час», пока мало работают с корпоративными клиентами. Впрочем, он не исключает, что они также будут усиливать свои позиции на этом рынке, поэтому Wowworks придется столкнуться с серьезной конкуренцией.

Венчурный инвестор и основатель инвесткомпании A.Partners Алексей Соловьев говорит, что услуги по обслуживанию офисов сейчас интересны многим компаниям, так как для них они не являются профильными. «Им проще воспользоваться сторонним сервисом, это поможет снизить размер затрат на собственный штат специалистов», – считает он.

Однако он видит и определенные риски для стартапа. Он работает как маркетплейс, на котором различные специалисты отслеживают и выбирают задания, при такой модели довольно сложно поддерживать высокий уровень качества выполняемых работ. Это подтверждают и некоторые клиенты Wowworks. К примеру, представитель Fix Price сообщил «Ведомостям», что компания с этой платформой больше не сотрудничает. Еще один бывший партнер сервиса также говорит, что он перестал пользоваться его услугами из-за некачественного выполнения мастерами своих задач. Представители «Риглы» и «36,6» от комментариев отказались. Остальные партнеры Wowworks на запрос «Ведомостей» не ответили.

В последнее время фонды все чаще обращают внимание на стартапы в сфере недвижимости. Так, цифровая платформа «Точно» привлекла $10 млн от фонда, одним из крупнейших инвесторов которого выступает инвесткомпания O1 Properties. Она является одним из крупнейших владельцев офисов класса А в Москве. В ее портфеле 12 бизнес-центров на 624 000 кв. м. Сервис же в свою очередь связывает мастеров, занимающихся отделкой квартир, с девелоперами. Последние с помощью платформы могут контролировать ход работ и финансовые потоки, а мастера – получать задания без участия прорабов.