Российские авиакомпании во II квартале сокращают убытки или выходят на прибыль

Но по итогам года отрасль может все равно оказаться в минусе
Если не будет новых волн коронавируса и локдаунов, дополнительная помощь «Аэрофлоту» не потребуется / Максим Стулов / Ведомости

Крупнейшая российская авиатранспортная группа «Аэрофлот» (кроме «Аэрофлота» включает авиакомпании «Россия» и «Победа») по итогам II квартала 2021 г. сократила чистый убыток по МСФО почти в 14 раз до 2,6 млрд руб. «Во II квартале 2020 г. чистый убыток составил 35,8 млрд руб., и ни в один из последующих периодов, включая летний сезон 2020 г., группа так близко не приближалась к положительному результату», – заявил 30 августа заместитель гендиректора по финансам «Аэрофлота» Андрей Чиханчин. Убыток группы за полгода сократился более чем вдвое до 27,7 млрд руб. по сравнению с 58,3 млрд руб. в январе – июне 2020 г.

По его словам, драйвером стал рост перевозок пассажиров внутри России. Пассажиропоток группы на внутренних линиях вырос на 13,7% по сравнению даже со II кварталом допандемийного 2019 года. Общий пассажиропоток группы (с международными рейсами) во II квартале вырос в 6,6 раза к уровню апреля – июня 2020 г. до 11,2 млн человек, но к тому же периоду 2019 г. снизился на 28%. Консолидированная выручка группы во II квартале увеличилась в 4,7 раза год к году до 119,7 млрд руб.

Прошлым летом при закрытых из-за пандемии границах авиакомпания «Аэрофлот» поставила на прикол до 100 своих самолетов (из 246, сейчас – 209). Этим летом тактика компании поменялась: она открывает как можно больше рейсов внутри России при полузакрытой международке и загружает парк. В середине апреля компания запустила первую в новейшей истории компании программу полетов из 13 городов на Черноморское побережье и юг России – в Анапу, Сочи, Симферополь, Краснодар и Ростов-на-Дону. До этого разлет «Аэрофлот» осуществлял только из московского хаба в «Шереметьево». «В более удачные дни мы будем летать прибыльно, в остальное время должны летать таким образом, чтобы покрывать затраты. Это будет в любом случае выгоднее, чем стоять на бетоне и платить лизинговые платежи», – комментировал в мае журналистам гендиректор компании Михаил Полубояринов запуск региональных рейсов.

Чистый долг группы «Аэрофлот» к концу первого полугодия вырос на 1,7% относительно конца прошлого года – до 669,3 млрд руб., общий долг – на 4,1% до 782,5 млрд руб. Аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова говорит, что с учетом лизинга отношение чистого долга к EBITDA группы составляет сегодня порядка 6. «Для производственных компаний это много, но для авиакомпаний это не предельный показатель», – указывает она.

Если не будет новых волн коронавируса и локдаунов, дополнительная помощь «Аэрофлоту» не потребуется, а в 2022 г. группа может выйти в прибыль, считает Сахнова. «После традиционно операционно убыточного IV квартала мы ожидаем, что на балансе группы «Аэрофлот» останется не менее 70 млрд руб., а его краткосрочная задолженность – 17 млрд руб., т. е. 50 млрд руб. останется в запасе, – добавляет она. – Эти средства не понадобятся группе в течение первого полугодия 2022 г. Но во втором полугодии 2022 г. запас ликвидности будет частично израсходован. В целом же по 2022 г. мы думаем, что «Аэрофлот» заработает, а не потратит денежные средства».

Еще две крупные авиакомпании отчитались о положительных результатах за шесть месяцев 2021 г. «Уральские авиалинии» за первое полугодие получили чистую прибыль по РСБУ в размере 2,1 млрд руб. (против убытка в 1,4 млрд в 2019 г.), прибыль по МСФО за полугодие получила и группа Utair – 626,4 млн руб. против 5,8 млрд руб. убытка в тот же период 2020 г. «Ведомости» направили запрос S7 Airlines – второму по пассажиропотоку авиаперевозчику страны, но на момент подписания номера в печать комментарии получить не удалось.

Убытки авиакомпаний России в 2020 г. составили 197,3 млрд руб., сообщал президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. Этот год стал катастрофой для отрасли, признавал он. По прогнозам АЭВТ, ситуация должна была только ухудшаться в 2021 г. – в частности, из-за удорожания керосина.

Источник «Ведомостей» в одном из крупных банков оценивает возможный общий убыток российских авиакомпаний в 2021 г. в 50 млрд руб. Сахнова из «ВТБ капитала» также ожидает убытков отрасли по итогам 2021 г., но затрудняется оценить их размер. При этом банкротств удастся избежать тем авиакомпаниям, у кого «разумный менеджмент», говорит аналитик. «Мы думаем, что результаты за III квартал могут повторить успех второго, а в IV квартале вероятны убытки из-за низкого сезона», – признает Сахнова. Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев прогнозирует, что результаты III квартала также будут оптимистичными на фоне продолжения восстановления международных направлений и довольно успешного курортного сезона.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что говорить о выходе авиаотрасли из кризиса пока рано, так как сравнение последних результатов с 2020 г. нерелевантно из-за локдауна. «На авиакомпании в дальнейшем будут оказывать влияние ряд факторов – например, то, что снижение зарплат пилотов в рамках оптимизации расходов приведет к перетоку квалифицированных кадров за границу, где оплата их труда в разы выше. Давление на расходы оказывает рост цен на авиакеросин: во II квартале его стоимость была на 6% выше, чем в 2020 г., а в третьем – уже более чем на 20%», – заключает эксперт.