«Аэрофлот» впервые получит госсубсидии на региональные рейсы

В 2022 году группа получит до 10% от общей выплаты в 9,3 млрд рублей
«Аэрофлот» получит субсидии на девять маршрутов / Максим Стулов / Ведомости

Авиакомпания «Аэрофлот» впервые получит госсубсидии на выполнение региональных рейсов, следует из опубликованного Росавиацией списка субсидируемых маршрутов на 2022 г. Всего государство поддержит перелеты по 372 маршрутам, выделив 9,3 млрд руб. 14 авиакомпаниям, уточнили в Росавиации. Это на 21% превышает лимиты 2021 г. в 7,7 млрд руб.

«Аэрофлот» получит субсидии на девять маршрутов – из Санкт-Петербурга в Апатиты, Белгород, Киров, Нижневартовск, Нижний Новгород, Саратов, Тобольск, Томск и Череповец. Все рейсы будут выполнены на российских SSJ100, кроме рейса в Томск, куда будет летать Airbus 319. Под эти рейсы группа «Аэрофлот» получит до 1 млрд руб. поддержки, говорит сотрудник российской авиакомпании. Аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова замечает, что максимальная субсидия по этим направлениям получится в размере около 700 млн руб. «Это десятые доли процента общей выручки группы, поддержка несущественная», – считает аналитик. Всего в 2022 г. группа «Аэрофлот» выполнит 2600 субсидируемых рейсов.

«Аэрофлот» действительно впервые в таком объеме вошел в постановление правительства № 1242 (регламентирует выделение субсидий на региональные рейсы. – «Ведомости»), но точный объем средств господдержки оценить сейчас сложно, так как расписание только формируется, – сообщил «Ведомостям» официальный представитель компании Михаил Демин. – Кроме того, остается много факторов неопределенности, связанных в том числе с пандемией.

Но «Аэрофлот» намерен продолжить реализацию программы региональных рейсов».

Формально свою первую региональную субсидию «Аэрофлот» получает уже с октября, но она распространяется только на рейс Петербург – Тобольск. В Тобольске в конце сентября открылся новый аэропорт, куда и стала летать компания. До конца года «Аэрофлот» успеет выполнить туда только 100 рейсов и размер субсидии на этот год будет совсем мизерный, поясняет источник «Ведомостей» в российской авиакомпании.

Какие еще авиакомпании получат субсидии в 2022 г.

Самая обширная программа субсидируемых региональных маршрутов в 2022 г. будет у «Азимута» (77 направлений), далее идут Red Wings (72 маршрута), «Руслайн» (48), «Ираэро» (38), «Ямал» (34), Utair (32), «ЮВТ аэро» (23), S7 Airlines (21), «Красавиа» (9), Костромское авиапредприятие и Nordwind (по 3), «Северсталь» (2) и Вологодское авиапредприятие (1). В 2021 г. крупнейшими получателями региональных субсидий были «Ямал», «Ираэро», «Азимут» и Red Wings.

Заявленные рейсы по девяти маршрутам, вероятно, будет выполнять не сам «Аэрофлот», а его дочерняя авиакомпания «Россия», которая постепенно получает в парк самолеты SSJ100 от материнской компании (A319 также есть в парке «России»). «Заявка от «Аэрофлота» – это временный шаг, в стратегии для перевозчика уготована другая ниша. А вот «Россия» с SSJ100 по размерности для таких линий подходит», – говорит гендиректор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

«Ведомостям» не удалось получить комментарии представителя «России». При этом уже сегодня «Россия» летает по двум из девяти маршрутов: из Петербурга в Нижневартовск и Нижний Новгород (без субсидий).

Летом 2020 г. гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев (сейчас – министр транспорта РФ) в интервью ТАСС сравнивал поддержку своей компании и S7 в пандемию. «Они [S7] летают не только из столичного «Домодедово», но и из новосибирского «Толмачево». При этом на них распространяется постановление правительства № 1242 о субсидировании региональных перевозок внутри России – подчеркиваю: не из Москвы. Им помогают – они летают. А мы не можем. Более 240 машин из 360 встали на прикол. «Аэрофлот» – заложник ситуации, он базируется в столице страны. Мы нагоним и вернем свое, это понятно», – говорил тогда Савельев.

При этом «Аэрофлот» получает субсидии за рейсы по специальным тарифам для незащищенных групп населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи) на Дальний Восток, в Калининград и Крым. По данным СПАРК, в 2019 г. группа получила 2,8 млрд руб. субсидий, в 2020 г. – 1,4 млрд руб. (не считая отдельной ковидной поддержки). В 2021 г. «Аэрофлот» получил 3,5 млрд руб. субсидий только на рейсы на Дальний Восток, напоминает Сахнова.

«Пандемия коронавируса сделала сетевую модель авиабизнеса менее востребованной, крупные столичные перевозчики, делавшие ставку на стыковочные рейсы, теперь ищут альтернативу, активно летают между регионами. Так сделал и «Аэрофлот». Это обстоятельство повлияло на запрос группы на выделение субсидий», – говорит Пантелеев. К тому же нынешняя программа субсидирования оптимизирована под SSJ100, с 2021 г. преимущества получают перевозчики с этими самолетами в парке, напоминает он.

В подготовке статьи участвовала Елена Филимонова