Автотрасса М12 до Казани выросла в цене на 200 млрд рублей

Материалы и строители оказались дороже, а изначальная смета – заниженной
Евгений Разумный / Ведомости

Строящаяся скоростная автомагистраль от Москвы до Казани обойдется примерно на 200 млрд руб. дороже изначально запланированной суммы. Об этом в интервью «Ведомостям» рассказал вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий стройку.

До этого проект оценивался в 623 млрд руб., но предполагалось, что он может подорожать после прохождения Главгосэкспертизы. Главгосэкспертиза РФ 24 декабря сообщила, что выдала положительное заключение на строительство первых трех участков М12 с нулевого по 224-й км в Московской и Владимирской областях.

По словам Хуснуллина, один только прирост стоимости металла вызвал удорожание на 30 млрд руб., еще 46 млрд руб., по предварительной оценке, добавил рост зарплат строителям. Кроме того, трасса стала длиннее на 15 км из-за необходимости соединить ее с существующей М7 «Волга» у Казани и пойти дальше на Екатеринбург, объяснил вице-премьер. Также на пути пролегания трассы были обнаружены карстовые породы, а они всегда дают удорожание строительства, подчеркнул Хуснуллин.

Рост стоимости материалов сегодня – угроза номер один для строительства инфраструктуры, считает Хуснуллин. «Мы сейчас находимся в такой зоне риска, что если цена будет и дальше расти на 15–20% и более, то придется сокращать уже запущенные строительные программы соответствующим образом. Если мы сегодня из-за роста стоимости материалов остановим запущенные стройки, последствия будут очень плохими», – отметил вице-премьер.

Он добавил, что пандемия реально сократила приток трудовых ресурсов в страну. А с учетом роста темпов строительства и уменьшения количества мигрантов быстро поднять производительность труда имеющихся рабочих невозможно, констатирует чиновник. По его оценке, этот процесс при сохранении текущей ситуации займет от двух до трех лет.

Создание новой скоростной платной автотрассы М12 (Москва – Нижний Новгород – Казань) стало крупнейшим проектом дорожного строительства в России после завершения Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Подмосковье в этом году.

Дорога длиной 810 км должна стать частью международного транспортного коридора Европа – Западный Китай, куда на данный момент входят трасса М11 (Москва – Санкт-Петербург) и ЦКАД. Госзаказчиком стройки является компания «Автодор». Дорога должна быть построена в 2024 г. вместе с продлением до Екатеринбурга. 

Строительство до Казани разделили на восемь основных участков и нулевой (соединение М12 с окружной МКАД). Госконтракты были разыграны осенью 2020 г. среди крупнейших подрядчиков. По два участка получили «Трансстроймеханизация» (входит в АО «Дороги и мосты» – ДиМ, которое является частью холдинга «Нацпроектстрой» ВЭБа и Аркадия Ротенберга) и ДСК «Автобан» Алексея Андреева. Также генподрядчиками стали «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, строитель крымской «Тавриды» АО «ВАД», Региональная строительная компания и российская «дочка» китайской CRCC (China Railway Construction Corporation). Один из участков «Автодор» будет строить самостоятельно. 

Содержать дорогу предполагается за счет средств, полученных от сбора платы за проезд, говорил в интервью «Ведомостям» на ПМЭФ-2021 в июне глава «Автодора» Вячеслав Петушенко. Финансировать проект предполагалось за счет капитального гранта государства (60%), а также средств ФНБ и облигаций, которые выпустит «Автодор». Облигации планировалось выпустить в 2022–2023 гг., говорил Петушенко. 

Правительство уже в августе разрешило дополнительно компенсировать строительным подрядчикам до 30% от стоимости госконтрактов из-за выросших расходов (постановление № 1315). Под эти меры попадают строительство, реконструкция и капремонт, работы по сохранению объектов культурного наследия. Изменения можно вносить в контракты, заключенные до 1 июля 2021 г. За счет этого, по словам Хуснуллина, инфляция в стройке для проектов, зашедших на экспертизу по постановлению, снизится на 2 процентных пункта до 17%. 

В течение года произошло радикальное повышение стоимости материалов. признает представитель ДиМ, добавляя, что механизм компенсации подрядчикам, «несмотря на громкие заверения, так и не заработал». Это приводит к огромным проблемам на строительных участках, появились факты задержки выплаты зарплат, отмечает собеседник «Ведомостей». По его словам, исключение составляет положение дел в Москве, где под контролем [мэра] Сергея Собянина «и механизмы компенсации выработаны, и сбоев в финансировании не допускается». «В сложившейся ситуации мы уже не уверены, что способны вписаться не только в первоначальную стоимость контракта по нашему участку М12, но и в предлагаемый заказчиком коридор повышения стоимости», – уточнил представитель ДиМ.

Смета на строительство М12 была изначально занижена примерно на 150 млрд руб., считает президент Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса (объединяет крупнейшие дорожно-строительные компании) Юрий Агафонов. Это связано с тем, что в Градостроительном кодексе нет такой стадии оценки проекта, как обоснование инвестиций, объясняет он. Сейчас строительные проекты оцениваются по схожим уже построенным объектам, к стоимости которых применяется индекс-дефлятор, что не отражает рыночной стоимости затрат на материалы, говорит Агафонов. 

По его словам, 200 млрд руб. будет недостаточно для компенсации роста стоимости стройматериалов и рабочей силы для М12. Важно, чтобы регуляторы вовремя реагировали на изменения ситуации и выделяли дополнительное финансирование, тогда трасса будет построена в срок, считает эксперт. Но пока никто компенсаций по постановлению № 1315 так и не получил, отмечает Агафонов. По его оценке, средний рост стоимости материалов для строительства новой автотрассы от Москвы до Казани составил в этом году 15%. 

Представители Минтранса, Минфина, госкомпании «Автодор», «Стройтрансгаз» и ДСК «Автобан» на вопросы «Ведомостей» не ответили.