Продажи дорожно-строительной техники в 2021 году выросли в полтора раза

В этом году рынок не упадет, но и вряд ли вырастет, считают в отрасли
Продажи дорожно-строительной техники в России в 2021 г. выросли на 47%
Продажи дорожно-строительной техники в России в 2021 г. выросли на 47% / Андрей Гордеев / Ведомости

Рынок дорожно-строительной и спецтехники (ДСТ) в России по итогам 2021 г. вырос на 47% до 22 498 единиц. Об этом говорится в сообщении профильного комитета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В IV квартале минувшего года продажи выросли на 49% в годовом выражении до 7075 штук. Представленные в комитете компании занимают около 80% российского рынка ДСТ.

Продажи экскаваторов-погрузчиков за 2021 г. выросли на 48% до 5518 единиц, гусеничных экскаваторов – на 56% до 6613 штук, погрузчиков с бортовым поворотом – на 27% до 1576 штук, колесных погрузчиков – на 38% до 3255 единиц, гусеничных тракторов – на 55% до 1694 штук, колесных экскаваторов – на 50% до 949 единиц, самоходных грейдеров – на 42% до 1113 штук. Реализация новых сочлененных самосвалов увеличилась сразу на 90% до 321 штуки, самосвалов с жесткой рамой – в 2,3 раза до 336 единиц, трубоукладчиков – в 3 раза до 122 штук, одновальцевых вибрационных катков – на 54% до 470 штук.

Но есть и категории техники, по которым отмечено снижение спроса. Например, продажи гусеничных асфальтоукладчиков снизились на 11% до 230 штук, двухвальцевых вибрационных катков – на 17% до 231 штуки, пневмоколесных катков – на 20% до 24 штук. По колесным асфальтоукладчикам и каткам с комбинированными вальцами ассоциация собирала статистику впервые. Их было продано за минувший год 2 и 44 штуки соответственно, следует из данных АЕБ. Также с января этого года будет вестись статистика по телескопическим погрузчикам, пообещал председатель комитета производителей ДСТ АЕБ Андрей Комов.

«Рост рынка на 47% с достаточно высокой базы – это очень хороший рост, учитывая то, что ввиду множества проблем на фоне пандемии мы не могли полностью удовлетворить спрос. Последствия локдауна привели к разрыву цепочек поставок, дефициту полупроводников, компонентов, контейнеров, росту цен на материалы, увеличению сроков поставки машин и их дефициту», – приводит его слова ассоциация.

Отечественные производители ДСТ увеличили продажи в 2021 г. на 29% до рекордного показателя в 55,3 млрд руб., писал «Коммерсантъ» со ссылкой на данные ассоциации «Росспецмаш». Производство такой техники в РФ по итогам года выросло на 28% до 56,1 млрд руб. В 2022 г. в ассоциации рассчитывают просто сохранить такие объемы – как российские, так и иностранные производители техники указывают на удорожание комплектующих и сырья, писала газета.

По оценке Комова, более 80% поставок техники приходится на строительную отрасль, которая в минувшем году выросла на 63%. Кроме того, компании горнодобывающей промышленности приступили к техническому перевооружению и крупные инфраструктурные проекты вышли в активную фазу (например, строительство автотрассы М12. – «Ведомости»). При этом в 2021 г. на технику сохранялся значительный отложенный спрос, добавляет Комов.

Тем не менее он скептично отозвался о возможности решения проблем, тормозивших продажи в 2021 г. Они сохраняются и в наступившем году, поэтому сохранение параметров 2021 г. на рынке будет хорошим результатом, считает Комов. Но это возможно только при отсутствии дополнительных внешних и внутренних ограничительных мер – санкций, увеличения налогов и сборов, поясняет он. Но при наличии любых дополнительных позитивных факторов рынок имеет очень хороший потенциал на дальнейший рост, уверен председатель комитета АЕБ.

Продажи в 2022 г. не должны упасть, но и вырастут вряд ли, считает гендиректор ассоциации «Спецавтопром» Денис Кудрявцев. По его словам, в отрасли очень большие проблемы с комплектующими – как у российских предприятий, так и у иностранных. Причем речь не только о микрочипах: не хватает и коробок передач, есть проблемы по мостам, гусеничным шасси, перечисляет Кудрявцев. Сейчас многие предприятия получают компоненты, которые заказывали еще в октябре 2021 г., и в будущем может быть только хуже, считает он, отмечая, что заказы есть, а техники – нет.

В декабре 2020 г. была принята трехлетняя программа льготного лизинга дорожно-строительной техники, напоминает начальник управления развития бизнеса автолизинга «ВТБ лизинга» Вячеслав Михайлов. В соответствии с условиями программы лизингополучатели могли заключать договоры на технику с поставкой в 2022 г. уже с ноября 2021 г. Многие компании воспользовались этой возможностью и в начале этого года в лизинг с господдержкой была передана еще и техника, законтрактованная в конце 2021-го, поясняет Михайлов. Это стало существенным толчком для рынка, уверен он.

Программа позволяет получить скидку на аванс при покупке техники в лизинг в размере 10–15%, размер скидки не ограничен. В 2021 г. на эти цели было выделено 2,6 млрд руб., в 2022 г. – 2 млрд руб. Из-за уменьшения объема финансирования программы многие лизингодатели стали стараться уменьшить размер скидки ниже 10%, чтобы растянуть выделенные лимиты, отмечает Михайлов. Он также говорит об увеличении сроков ожидания техники с двух месяцев до более чем полугода. Говоря о перспективах рынка в 2022 г., Михайлов соглашается с отраслью в том, что снижения рынка, скорее всего, не произойдет, но и вырастет он вряд ли.