Из-за зимней Олимпиады Китай до середины марта остановил заводы в Пекине

Это привело к задержкам с доставкой товаров российским потребителям
На время Олимпиады в Пекине временно остановили не только химические и металлургические заводы, но и предприятия смежных отраслей/ Gabriel BOUYS / AFP

Задержки грузов, которые доставляют автотранспортом из Китая в Россию, выросли в среднем до 14 дней, рассказали «Ведомостям» сотрудники автоперевозчиков и подтвердили в ассоциации «Сообщество топ-менеджеров логистических компаний» (СТМЛК).

К традиционной коронавирусной проблеме прибавились и «олимпийские» ограничения. По словам директора филиала транспортной компании ПЭК в Китае Алексея Музеева, товар с заводов и фабрик в Пекине можно будет забрать только после 14 марта из-за проведения зимних Олимпийских (4–20 февраля) и Паралимпийских игр (4–13 марта). Кроме того, по его словам, из-за новых вспышек коронавируса в январе – феврале в городах Шэньчжэнь, Тяньцзинь, Гуанчжоу и провинции Хэнань перемещение между некоторыми регионами КНР приостановлено. Это увеличивает сроки доставки грузов внутри страны, говорит Музеев.

Президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич добавляет, что на время Олимпиады в Пекине временно остановили не только химические и металлургические заводы, но и предприятия смежных отраслей. В китайской столице более 1200 заводов и фабрик, из которых, по данным портала made-in-china, порядка 300 ориентированы на экспорт в Россию (производят более 18 000 наименований продукции). Директор по развитию Transasia Logistics Аркадий Иванов предупреждает, что приостановка работы заводов и фабрик до 14 марта приведет к накоплению отложенного спроса к маю 2022 г. и грузопоток из Китая в Россию вырастет на 10–20% по сравнению с тем же периодом 2021 г.

Руководитель нижегородского подразделения логистической компании «Даксер» Алексей Кузнецов также считает, что производственные выходные в Китае могут быть продлены в качестве профилактической меры противодействия распространению COVID-19. Но пока, по его словам, китайские власти официально не подтверждают эту информацию. Исполнительный директор Vendor Cargo Екатерина Лазуткина, в свою очередь, отмечает, что [связанные с Олимпиадой] проблемы с логистикой не должны затронуть заводы и склады в южных регионах КНР.

За время вынужденного перерыва в последние месяцы только на погранпереходе Забайкальск – Маньчжурия скопилось более 3600 фур. По оценке РАСПП, это свыше 70 000 т грузов.

По словам руководителя направления международных автоперевозок компании Kuehne + Nagel в России Ивана Головко, если задержки продолжатся, то часть грузов зависнет на транзитных складах. Соответственно, затраты получателей вырастут как минимум на сумму стоимости хранения, добавил он. «К тому же повышенный спрос непосредственно на автоперевозки может также поднять тарифы, но насколько – сложно сказать», – отметил он. Кузнецов сказал, что рыночный рост тарифов, обусловленный задержками на границе, не покрывает реальных затрат на содержание водителей и транспортных средств в очередях, а также на оплату услуг транспортных терминалов в Китае. «Это напрямую влияет на цены для конечных потребителей ввиду увеличения логистической составляющей в себестоимости товара», – говорит он.

Стоимость автомобильной доставки из Китая в Россию составляет в среднем $9500 для транспортного средства вместимостью 20 т. Это тариф без учета внутрироссийской доставки, уточняет генеральный директор «Шатл-логистик» Никита Казаринов. По данным опрошенных «Ведомостями» участников рынка, день простоя фуры стоит в среднем $500–600, а содержания груза на складе временного хранения – около $130.

Тем не менее Головко считает, что стоимость автоперевозок не вырастет кратно: перевозчики всегда мониторят уровень цен на рынке и заинтересованы в постоянной работе. «Автоперевозки вряд ли станут дешевле морского и железнодорожного транспорта в контейнерах, но уровня тарифов на авиаперевозки не достигнут», – говорит топ-менеджер.

Ставка авиафрахта составляет в среднем $5 за 1 кг. Индикативный тариф на февраль, по информации управляющего директора Free Lines Company Алексея Наджара, варьируется от $3 до $7 за 1 кг. Тариф на железнодорожную отправку останется на прежнем уровне и составит в среднем $10 000 за TEU (эквивалент 20-футового контейнера), $14 000 за FEU (то же для 40-футового), прогнозирует Иванов. А ставка морского фрахта, по его словам, снизится на 5–10% и составит в среднем $8500 на TEU и $16 000 за FEU соответственно при доставке до портов Санкт-Петербург и Новороссийск.

Увеличение сроков и стоимости автоперевозок может привести к перетоку грузов на другие виды транспорта, говорят участники рынка. «Принимая во внимание текущую ситуацию, во многих случаях отправка по железной дороге или морю может выглядеть более предпочтительным вариантом», – подчеркнул Кузнецов. Филиал ПЭК в Китае, который возобновил работу с 7 февраля, уже запустил отправку контейнеров со сборными грузами по железной дороге.

Железнодорожная доставка из Китая в Россию в январе занимала 30–35 дней, говорит Иванов. Из них 3–5 дней грузы проходят по территории КНР до границы с Россией. На оформление железнодорожного транзита в Забайкальске, погрузку и формирование контейнерного поезда уходит от пяти до семи дней. Еще 7–10 дней занимает доставка от Забайкальска до Москвы. Но Музеев опасается, что из-за ограничений на перемещение между некоторыми регионами, вспышек COVID-19 и приостановки работы промышленных предприятий срок железнодорожной доставки может также вырасти до 40–45 дней. 

С ним не соглашается представитель РЖД, уточняющий, что перевозки в сообщении с Китаем осуществляются в обычном режиме – скорость продвижения контейнерных поездов на направлении Восток – Запад составляет 1000–1100 км в сутки. Единственное, что подтверждает собеседник издания, – это трудности на ряде транспортно-логистических центров (ТЛЦ) Московского региона из-за массового прибытия контейнерных грузов из Китая накануне Нового года и в преддверии китайского Нового года. «Площадки ТЛЦ вовремя не освобождались из-за невывоза контейнеров автотранспортом», – поясняет он. В настоящее же время, по его словам, ситуация улучшается, РЖД, грузовладельцы и операторы приняли меры по перенаправлению поездов на менее загруженные терминалы.

С доставкой морским транспортом на сегодняшний день тоже нет проблем, говорят участники рынка. По информации СТМЛК, морская перевозка займет 45–50 дней.

По словам Головко, сейчас все виды транспорта в той или иной степени дополняют друг друга. «Если груз несрочный, то его можно отправить морским или железнодорожным транспортом, если срочный, то автомобильным, очень срочный – авиационным. Соответственно и распределен тариф того или иного вида транспорта и сервиса. Покупатель решает, что ему нужно – быстрее или дешевле», – пояснил он.

Основные номенклатуры грузов, которые следуют из Китая в Россию, – это товары народного потребления, оборудование, запчасти, товары легкой промышленности – в частности, одежда и обувь. По словам источника в компании-грузоотправителе, подобные ограничения не влияют на почтовые отправления, а относятся скорее к коммерческим грузам, поэтому не затронут товары из маркетплейсов. Это подтвердили представители AliExpress и Ozon.

«Многие мультитранспортные перевозчики осуществляют доставку авиатранспортом через Шэньчжэнь и Гонконг, так что даже потенциальные ограничения на дорогах не должны повлиять на сроки доставки», – пояснил представитель Ozon.