ЕС ограничил въезд фур с российскими и белорусскими номерами

Не исключено введение зеркального запрета Москвой и Минском
ЕС ограничил въезд фур с российскими и белорусскими номерами/ Виталий Невар / ТАСС

Страны Евросоюза перестали пропускать грузовой автотранспорт, зарегистрированный в России и Белоруссии, говорится в официальном сообщении ФТС России от 9 апреля. Служба отмечает, что речь идет о запрете на грузоперевозки по территории ЕС, в том числе транзитные.

8 апреля ЕС ввел пятый пакет санкций против России из-за проведения специальной военной операции на Украине. В документе говорится, что фуры из России и Белоруссии, которые находятся на территории ЕС, должны покинуть ее до 16 апреля. Под запрет в том же пакете попали покупка, импорт или транзит угля и других твердых горючих ископаемых, а также возможность для кораблей под российским флагом заходить в порты ЕС.

По данным ФТС, пока санкции не распространяются на автодоставку фармацевтической, медицинской, пищевой и сельскохозяйственной продукции, в том числе пшеницы, а также энергоносителей, цветных металлов и удобрений. Автодорожное сообщение для гуманитарных целей также открыто.

Ограничения по автотранзиту через ЕС не распространяются на сообщение с Калининградской областью, сообщил в своем Telegram-канале калининградский губернатор Антон Алиханов. «Пункт b параграфа 2 исключает транзит между Калининградской областью и остальной частью РФ из области действия ограничений», – написал он. В ФТС уточнили, что транзит в регион пока сохраняется для транспорта, зарегистрированного в России.

После введения ограничений 152 грузовых автомобиля с российскими и белорусскими номерами не пропустили в Латвию до утра 10 апреля, сообщило агентство LETA со ссылкой на представителя службы государственных доходов республики Андрея Вайварса. По его словам, водители, которым в субботу запретили въезд, еще не были проинформированы о запрете ЕС. Он полагает, что теперь перевозчики знают о ситуации. «Большинство водителей больше не пытаются пересечь границу», – сказал Вайварс.

По данным на 16.50 9 апреля, таможня Финляндии также развернула 41 фуру с российскими и белорусскими номерами, сообщает финское издание Yle. Издание со ссылкой на директора отдела таможенного контроля Финляндии Сами Ракшита пишет, что ситуация на пограничных переходах очень спокойная и серьезных конфликтов не возникло. По данным Yle, финским транспортным компаниям по-прежнему разрешено совершать поездки между Финляндией и Россией в соответствии с правилами ЕС.

По словам Ракшита, если Россия ответит на санкции запретом перевозок в страны ЕС, движение грузовиков через восточную границу практически прекратится. Он считает введение контрсанкций «очень вероятным».

О возможности зеркальных мер со стороны Белоруссии заявил заместитель министра транспорта и коммуникаций страны Сергей Дубина во время пресс-конференции, сообщил 8 апреля информационно-аналитический портал Союзного государства. Дубина считает, что транспорт все равно будет ездить, но изменятся поставщики товаров, вырастут цены и сроки доставки. По его словам, ведомство работает над перенаправлением грузов на восток, например в Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Армению, Монголию и КНР.

Минтранс России на момент публикации не прокомментировал ситуацию. В ведомстве также не предоставили данных по объему автоперевозок: Минтранс перенаправил «Ведомости» в Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), а там – в подведомственный Минтрансу Ространснадзор. В АСМАП отметили, что комментировать влияние санкций на российский бизнес пока преждевременно. Крупные перевозчики не ответили на запросы «Ведомостей».

Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин считает, что перевозчики будут переориентироваться на внутренний рынок, Среднюю Азию, Китай, Иран, Турцию. Продукцию для российского рынка будут транспортировать в Турцию, а оттуда наши автоперевозчики перевезут грузы паромами или сухопутными путями, пояснил он. Но, по словам Матягина, международные перевозчики сейчас «хлынули на внутренний рынок, что пагубно сказывается на ценообразовании внутри страны, начинается демпинг». В краткосрочной перспективе для конечного потребителя это хорошо, признает он, но в дальнейшем это приведет к обратному эффекту: «Цены экономически не обоснованы, не покроют расходы перевозчиков, что в итоге уничтожит рынок автомобильных грузоперевозок и приведет к резкому всплеску цен».

На российский автопарк в 2021 г. приходилось около 35% перевозок со странами ЕС, но уже в марте эта доля сократилась, так как российские перевозчики столкнулись с масштабными сложностями в работе из-за введенных против России санкций, рассказал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Например, международный автомобильный пункт пропуска Кукурыки – Козловичи (Польша – Белоруссия) в марте был фактически заблокирован для фур с российскими и белорусскими номерами. «Таким образом, даже перевозки продовольствия и энергоносителей, которые не попали под пятый пакет санкций, российским компаниям будет выполнять крайне тяжело», – говорит Бурмистров.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отметил, что наиболее распространены были автоперевозки пищевой продукции из стран, формально не попавших под российские контрсанкции 2014 г. Большая часть дорогостоящих товаров шла контейнерами либо перевозилась с помощью авиации и судов, поясняет он. Автоперевозки других грузов из ЕС были малопривлекательны ввиду дороговизны топлива в Европе, уточнил Гришунин. Но, по его мнению, для белорусской стороны это удар серьезный: они ввозили санкционную продукцию на территорию ЕАЭС и далее продавали ее в Россию под видом белорусской. Суммарно в 2021 г. ввоз подобной продукции через Белоруссию составил, по оценке Гришунина, около $650 млн, или 0,5 млн т (в основном это продукты питания). Но даже для объемов белорусского экспорта в РФ эта цифра незначительна, считает эксперт, и, таким образом, ЕС опять вводит санкции, которые не должны коренным образом навредить экономике союза [РФ и Белоруссии].

Источник в компании-перевозчике сказал «Ведомостям», что сейчас рано делать прогнозы по падению грузопотока, так как прежде всего необходимо понять, какие конкретно номенклатуры можно будет ввозить в ЕС. «Для начала нужно будет присвоить каждому грузу код конкретной товарной номенклатуры и понять, не являются ли они позициями двойного назначения (используются как в гражданских целях, так и при создании вооружений)», – пояснил собеседник. Он считает, что часть перевозчиков может обанкротиться, так как российский рынок не выдержит потока автотранспорта, который может хлынуть с европейского направления. Зеркальные санкции, по его мнению, необходимы, но не помогут смягчить удар по российскому бизнесу.

По мнению Бурмистрова, возникшая проблема может быть частично решена за счет использования российскими компаниями парка, зарегистрированного в странах Балтии. «Но в условиях нарастания антироссийских настроений в этих странах и начала национализации российских активов риски для российского бизнеса критически вырастут», – считает он. Хотя перевозки с Калининградской областью не попали под санкции, их стоимость уже в марте выросла в несколько раз и проблема остается очень острой, добавил эксперт.

Для российских импортеров при заказе доставки из стран ЕС замещение отечественных перевозчиков зарубежными в марте приводило к повышению стоимости перевозки в 2–2,5 раза, а в условиях отсутствия конкуренции она может вырасти еще сильнее, говорит Бурмистров. «Но с учетом масштабных ограничений на поставку в Россию и отказа от экспорта в Россию продукции ряда международных компаний объемы перевозок из ЕС в Россию и обратно резко сократятся», – резюмировал он.