Авиакомпании из-за закрытых аэропортов юга потеряют 19 млн пассажиров

Это может помешать отрасли выполнить план в 100 млн пассажиров в 2022 году
За первые полгода российские авиакомпании перевезли на 9% меньше пассажиров, чем в январе – июне 2021 г./ Константин Михальчевский / РИА Новости

Выпадающий пассажиропоток российских авиаперевозчиков из-за 11 закрытых аэропортов на юге страны составит 19,1 млн человек в 2022 г. Такая оценка содержится в презентации Минтранса, с которой ознакомились «Ведомости». Ее подлинность подтвердил близкий к министерству источник.

Росавиация с начала СВО на Украине в феврале ограничила полеты в 11 аэропортов юга России в целях безопасности. Закрыты аэропорты Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя и Элисты. Ограничение с 24 февраля многократно продлевалось, сейчас – до 30 июля. В результате этого крайне затруднены перевозки на черноморские курорты: полеты идут только в аэропорт Сочи в Адлере.

Минувшей весной авиакомпании не смогли перевезти в южные аэропорты 3,7 млн человек, следует из презентации Минтранса. Из них 916 000 человек – в марте, 1,1 млн – в апреле и 1,6 млн – в мае. Но самые большие потери – 9,1 млн человек – перевозчики понесут летом. В июне авиакомпании уже недосчитались почти 2,7 млн пассажиров, июльский прогноз – минус 3,2 млн человек, августовский – почти 3,3 млн человек.

Но, судя по презентации, Минтранс не ждет открытия южных аэропортов и осенью. В сентябре, по оценке министерства, авиакомпании могут недосчитаться 2,5 млн пассажиров, в октябре – 1,6 млн, в ноябре и декабре – по 1,1 млн человек.

Ожидания министерства, похоже, разделяют и авиакомпании. Продажи билетов по 11 южным направлениям закрыты до конца года у группы «Аэрофлот» (в нее также входят «Россия» и «Победа») и «Ютэйр». В S7 купить билеты в закрытые аэропорты можно не ранее чем на март 2023 г. Из крупнейших авиакомпаний только «Уральские авиалинии» предлагают полеты по этим направлениям с 30 октября.

«Аэрофлот» частично вышел из положения, запустив в июле совместный проект с Федеральной пассажирской компанией (оператор дальнего следования РЖД) по комбинированной перевозке. Это позволяет купить сразу билет на самолет до Сочи и далее на поезд до Анапы и Краснодара.

Закрытое небо спровоцировало ажиотажный спрос на билеты на поезда. Еще в мае сформировался их дефицит, даже несмотря на назначение дополнительных составов, билеты были распроданы до августа включительно («Ведомости» писали об этом 1 июня). В мае «Гранд сервис экспресс», оператор железнодорожного пассажирского сообщения между Крымом и материковой Россией, перевез 104 000 пассажиров, на 76% больше, чем в тот же месяц годом ранее.

Еще в апреле министерство курортов и туризма Крыма ожидало, что в этом году на полуострове отдохнет около 9 млн человек (в 2021 г. было 9,4 млн). В июне Крым посетило 815 000 туристов, на 40% меньше, чем в том же месяце 2021 г., говорил в июле глава республики Сергей Аксенов. По данным Ростуризма, с начала года в Крыму уже отдохнули около 3 млн человек, что примерно соответствует уровню допандемийного 2019 года. В целом загрузка гостиниц Крыма и Краснодарского края этим летом ниже, чем в прошлом году, из-за проблем с транспортной доступностью, но по итогам года падение турпотока на юг России не превысит 30%, заявляла по итогам июльского рабочего визита на полуостров руководитель Ростуризма Зарина Догузова.

«Ведомости» направили вопросы крупнейшим авиакомпаниям, в Росавиацию и Минтранс.

Прогнозируемые Минтрансом 19,1 млн выпадающих авиапассажиров в этом году – это почти пятая часть от запланированного ведомством и поддержанного президентом Владимиром Путиным объема авиаперевозок в 2022 г. российскими авиакомпаниями. Предполагается, что из 100 млн человек 90 млн перевезут по внутренним направлениям, еще 10 млн пассажиров – по международным. Помочь в выполнении этих показателей эксплуатантам должны выделенные правительством 100 млрд руб. субсидий. Росавиация уже распределила деньги между основными перевозчиками, они начнут получать их с июля.

Но за первые полгода российские авиакомпании перевезли на 9% меньше пассажиров, чем в январе – июне 2021 г., сообщал министр транспорта Виталий Савельев. Это около 40 млн человек. Для стимулирования внутренних перевозок Росавиация даже изменила алгоритм временной передачи допусков к международным рейсам. Теперь рейсы за рубеж будут отдаваться авиакомпаниям, которые перевезли больше пассажиров по внутрироссийским маршрутам.

Получали поддержку и закрытые аэропорты: им правительство выделило 3,1 млрд руб. Сейчас в правительстве обсуждается выделение еще 10 млрд руб. остальным аэропортам на возмещение расходов по основной деятельности и процентов по инвесткредитам («Ведомости» писали об этом 17 июля).

В презентации Минтранс указывает, что авиаотрасль сейчас имеет критические риски в эксплуатации и обслуживании самолетов, возможностях импорта и применяемых финансовых инструментах. Возможности импортозамещения в краткосрочном периоде также оцениваются низко. По оценке министерства, отечественным эксплуатантам в 2022–2023 гг. понадобится 43 новых самолета. Пока Объединенная авиастроительная корпорация (входит в «Ростех») лишь планирует восстановить 11 отечественных самолетов для передачи их эксплуатантам не ранее конца 2022 г., писали «Ведомости» 21 июля.

Эксперт НИУ ВШЭ Федор Борисов соглашается с оценкой Минтранса, отмечая, что восполнить пятую часть пассажиропотока от общего плана по перевозке пассажиров – «непростая задача». Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров добавляет, что авиаперевозчики несут серьезные потери из-за закрытых аэропортов. «Авиакомпании пытаются компенсировать потери за счет распродаж и других перспективных маршрутов», – поясняет Борисов. Гусаров говорит, что пассажиры не исчезнут – часть из них выберет другие направления, а часть доберется до южных городов на наземных видах транспорта. Но, по его мнению, главным для авиаотрасли является обеспечение спроса на открытые маршруты.

В подготовке статьи участвовали Ксения Потаева и Маргарита Соболь