К 2026 году у РЖД может появиться новая тарифная система для грузоперевозок

Прейскурант № 10-01, который действует сейчас, нужно менять постепенно для избежания убытков, считают эксперты
Существующая тарифная схема РЖД настолько сложна, что в ней не всегда разбираются и сами участники рынка  / Евгений Епанчинцев / РИА Новости

Минэкономразвития инициировало обсуждение плана-графика разработки новой системы железнодорожных тарифов и 9 августа провело заседание комитета по вопросам тарифного регулирования Совета потребителей по вопросам деятельности РЖД. Об этом «Ведомостям» сообщили четыре источника, знакомых с ходом заседания.

Согласно списку участников (есть в распоряжении «Ведомостей»), на заседании должны были присутствовать начальник департамента методологии тарифообразования РЖД Владимир Варгунин, представители Минтранса, Минэнерго, ФАС, аналитического центра при правительстве РФ, крупнейших операторов и грузоотправителей и эксперты.

По словам источника «Ведомостей» в операторской компании, формальным поводом для возобновления вопроса о новой тарифной системе стало заявление представителя РЖД о том, что Минюст отказывается регистрировать поправки в прейскурант № 10-01 (действующая тарифная модель грузоперевозок РЖД. – «Ведомости»), так как их стало слишком много.

По словам другого собеседника, первоначальным поводом для совещания стал пересмотр плана-графика разработки новой тарифной системы грузоперевозок из-за сложившейся «внешнеполитической неопределенности». Он напомнил, что в 2019 г. по итогам совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева Минэку и ФАС поручили разработать и ввести новую модель взамен прейскуранта № 10-01. Ее должны были представить в правительство в 2021 г.

Но обсуждение, по словам источника, было отложено, в отрасли сложилось ощущение, что в ближайшее время к проекту не вернутся, но в июне 2022 г. Минэк разослал в ведомства, отраслевые союзы и крупнейшие компании проект плана-графика мероприятий по проработке новой модели. В проекте (есть у «Ведомостей») планируется формирование концепции новой тарифной системы – параметрической модели и методологии расчета составляющих тарифа на грузоперевозки, определение уровня тарифов по конкретным грузам и проч. Ввод в действие нового прейскуранта запланирован на 2026 г.

В РЖД, Минтрансе, Минэке не стали комментировать итоги заседания. В Минюсте на момент публикации не ответили на вопросы «Ведомостей».

на 5,5%

год к году до 102,1 млн т снизилась в июле погрузка на сети РЖД

Несмотря на формальный повод заседания, в его ходе прозвучало несколько конкретных предложений. Например, в новом прейскуранте РЖД предлагает отказаться от среднесетевой себестоимости и единых тарифов.

Монополия предлагает перейти к территориально дифференцированным тарифам, т. е. на основе поучастковой себестоимости будут сформированы тарифы по конкретным направлениям. Вопрос, по словам источников, вызвал бурную дискуссию, так как новая модель приведет к росту расходов грузоотправителей при перевозке товаров и операторов вагонов при оплате порожнего пробега. Со стороны грузоотправителей было предложено посчитать обе системы, чтобы в итоге выбрать наиболее эффективную.

Операторы на совещании предлагали повысить прозрачность тарифа РЖД. Сегодня тарифы на услуги по использованию инфраструктуры и локомотивной тяги не выделены. Операторы предлагают разделить сегменты, например выделив услуги тяги в отдельное дочернее общество. Это позволит более четко понимать, какой из этих элементов монополии является дотационным, какова рентабельность услуг тяги и инфраструктуры и какова величина перекрестного субсидирования, если оно есть, пояснил источник «Ведомостей» в операторской компании.

РЖД, по его словам, отреагировала на предложение негативно. Причиной этого, по его мнению. является то, что такое решение может в итоге привести к либерализации локомотивной тяги (сейчас на сети локомотивы принадлежат РЖД. – «Ведомости»). Поэтому принято решение вынести вопрос на рабочую группу, но не вносить в протокол, говорит собеседник.

Также, по словам источников, обсуждалось и перекрестное субсидирование перевозок, когда за «дешевые» грузы (в основном уголь) платят владельцы высокомаржинальных (металлы, нефть и проч.). Владельцы «дорогих» грузов не рассчитывают на создание полностью недифференцированного на классы тарифа, но надеются на компромисс в новом прейскуранте.

Источник в одном из крупнейших грузоотправителей считает, что с учетом волатильности и ряда неопределенностей необходимо перенести разработку нового прейскуранта на более поздний срок, когда будет сделан новый прогноз объемов перевозок и направлений, оценена «эластичность спроса со стороны различных отраслей».

По словам источника «Ведомостей», знакомого с ходом совещания, пока непонятно, какие инициативы войдут в итоговый протокол заседания, не определена и дата очередного совещания, но «новый виток тарифной дискуссии должен начаться уже в сентябре».

Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин напомнил, что идея разработки нового прейскуранта появилась более 10 лет назад. Публично данную инициативу обсуждали в 2016–2017 гг., но тогда грузоотправители были заинтересованы в понимании индексации тарифов, а сама структура [тарифной модели] им была неинтересна, добавил он. «РЖД на уровне министерств уже давно обсуждает новый прейскурант. Предложенная версия имеет высокие шансы быть принятой – возможно, с небольшими корректировками. РЖД старается избегать публичных обсуждений проекта. Скорее всего, и уступки в связи с этим будут минимальными», – считает Иванкин.

Отмена среднесетевой себестоимости, по его мнению, приведет к тому, что предприятия, дислоцирующиеся на грузонапряженных ходах, в сравнении с предприятиями на рокадных ходах при одинаковом расстоянии перевозки будут иметь более низкий тариф. «Такой подход позволит более точно вести подсчет затрат РЖД, но создаст неудобства грузовладельцам», – говорит Иванкин.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров добавил, что принцип долгосрочной формулы тарифа, базирующийся на потребительской инфляции, уже не выдержал проверку в новых геополитических условиях. Он напомнил о «беспрецедентно резкой и неожиданной» дополнительной индексации тарифа РЖД на 11% с 1 июня с отменой на три месяца скидок для экспортных перевозок угля. После этого, по его словам, вопрос целесообразности сохранения действующей тарифной системы и возможности ее коренного и концептуального обновления приобрел не только особую актуальность, но и «высокую срочность».

Бурмистров отметил, что при резком увеличении финансовой господдержки РЖД «на первый план выходит фактор прозрачности элементов тарифа и фактических расходов, которые несет перевозчик». Он счел «давно назревшим» выделение инфраструктурной и локомотивной составляющих в тарифе и отчетности РЖД. Эксперт также говорит о необходимости ревизии тарифных «рудиментов периода, когда основная часть парка вагонов находилась в собственности перевозчика».

Непонятным, по мнению Бурмистрова, остается вопрос, как в тарифе при переходе к поучастковому подходу будут учтены инвестиции в модернизацию БАМа и Транссиба, которые «даже при наиболее консервативном сценарии к 2025 г. превысят 1,5 трлн руб.». Вопрос перекрестного субсидирования перевозок в условиях ценовой дискриминации грузов, относящихся к различным тарифным классам, по его мнению, не имеет решения, которое устраивало бы все отрасли.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин видит риски в такой реформе в ситуации резкой перестройки логистических маршрутов. «Рост прозрачности – это благая цель, но достигать ее коренной перестройкой правил в ситуации каскадного обрушения экспортных рынков сбыта основных грузов страны – не самая хорошая идея. Для грузоотправителей это грозит дальнейшим падением конкурентоспособности на глобальном рынке. Дорога вряд ли сможет серьезно заработать, так как рост тарифов всегда приводит к снижению перевозок», – пояснил он.

Наиболее целесообразным, по мнению Бурмистрова, может быть создание механизма автоматического изменения тарифа для экспортных перевозок в зависимости от фактических цен продажи российских товаров на международном рынке и курса рубля по отношению к валютам основных торговых партнеров РФ.

«Это позволило бы решить локальные проблемы убыточности экспорта, например, металлопродукции, перераспределить тарифную нагрузку с учетом доходов экспортеров, снизить уровень лоббистского давления со стороны основных экспортных отраслей (угольной, нефтяной, металлургической) и в более спокойном режиме в адекватные сроки осуществлять разработку нового тарифного прейскуранта», – резюмировал Бурмистров.