В России планируют с 1 января повысить утильсбор на спецтехнику

Это должно защитить внутренний рынок от демпинга импортеров из Китая
Утильсбор – разовый платеж на будущую утилизацию техники, который позиционируется как экологический сбор
Утильсбор – разовый платеж на будущую утилизацию техники, который позиционируется как экологический сбор / Андрей Гордеев / Ведомости

Российские власти планируют с 1 января 2023 г. повысить ставки утилизационного сбора на специальную технику. Это следует из разработанного Минпромторгом проекта постановления правительства, с которым ознакомились «Ведомости». Документ разослан заинтересованным федеральным органам исполнительной власти.

Ставки сбора вырастут на дорожно-строительную (ДСТ) и другую спецтехнику, следует из проекта. В том числе на автосамосвалы, автогрейдеры, бульдозеры, катки, погрузчики, гусеничные тракторы.

Утильсбор – разовый платеж на будущую утилизацию техники, который позиционируется как экологический сбор. Платится за каждую единицу транспортного средства (ТС) из расчета базовой ставки (составляет от 20 000 до 172 500 руб. в зависимости от типа машины), умноженной на коэффициент, зависящий от вида техники, массы, возраста и объема двигателя. Он взимается в России с 2012 г. Изначально распространялся только на импортные машины, но с 2014 г. уплачивать его обязали и российских производителей (в соответствии с нормами ВТО). Но тогда же для отечественных заводов ввели промышленные субсидии, которые де-факто компенсируют утильсбор, хотя официально с ним и не связаны.

Сбор, по подсчетам «Ведомостей», увеличится от 1,2 до 5 раз в зависимости от вида и возраста техники (для машин старше трех лет действуют повышающие коэффициенты). Сейчас за бульдозер уплачивается в среднем 1,5 млн руб., экскаватор – 1 млн руб., погрузчик – около 1 млн руб.

Повышение будет осуществляться через изменение коэффициентов, базовая ставка сохраняется. Например, для новых самосвалов максимальной массой 20–50 т коэффициент вырастет с 6,3 до 8,51, для самосвалов старше трех лет – с 13,57 до 19. Коэффициенты на новые полные прицепы, полуприцепы и прицепы с центральной осью вырастут с 0,64 до 4, на такую технику старше трех лет – с 8,05 до 13,5.

Повышение сбора необходимо для защиты от демпинга импортеров, следует из пояснительной записки к проекту. В ней указано, что в результате нарушения сложившихся логистических цепочек из-за санкций, а также роста курса рубля относительно иностранных валют «отмечается существенный рост импорта некоторых категорий автомобильной, специализированной самоходной и прицепной техники». В записке указано, что растет доля техники из КНР, «в том числе за счет агрессивной ценовой политики китайских производителей, обеспечиваемой национальными мерами господдержки».

В итоге импортная спецтехника стала дешевле российской. Поэтому Минпромторг и предлагает проиндексировать утильсбор для «наиболее чувствительных» категорий техники, в том числе для автосамосвалов и ТС, «традиционно важных для крупнейших российских автопроизводителей «Камаз» и «Урал», говорится в документе. В пресс-службах компаний не ответили на запросы.

Как писали «Ведомости», повысить утильсбор на ДСТ предлагала ассоциация «Росспецмаш» (лобби производителей отечественной сельскохозяйственной и спецтехники). Там также жаловались на демпинг иностранных производителей. Источник «Ведомостей» уточнял, что доля отечественной ДСТ (с учетом прицепов и полуприцепов) в России за I квартал 2022 г. сократилась с 27% рынка до 23%, а за полгода – до 18%.

Другой источник, знакомый с отраслевой статистикой, говорил, что ввоз китайской техники в последние годы «кратно вырос». Если в 2019 г. в РФ было импортировано техники из КНР на 40 млрд руб., то в прошлом году уже на 94 млрд руб., а за пять месяцев 2022 г. – почти на 53 млрд руб. Китайцы, по словам собеседника, способны поставлять ДСТ значительно дешевле: например, отечественный фронтальный погрузчик в среднем стоит 7–8 млн руб., китайский – на 40% меньше.

В «Росспецмаше» положительно оценили планируемое повышение утильсбора. «Условия конкуренции с иностранными компаниями для российских заводов начнут выравниваться. В итоге импортозамещение в отрасли получит дополнительный импульс», – сказал представитель ассоциации «Ведомостям».

Но эксперты указывают и на риски такого решения. Гендиректор ассоциации «Спецавтопром» Денис Кудрявцев отмечает, что промсубсидии получат в основном крупные производители (для этого нужно соответствовать ряду критериев, в том числе не иметь долгов по налогам, а размер компенсации зависит от уровня локализации. – «Ведомости»). Из-за этого, по его мнению, могут пострадать малые предприятия по выпуску ДСТ, цены на продукцию которых также вырастут.

По оценкам гендиректора Челябинского завода промышленных тракторов Дениса Абдулкарамова, сбор на гусеничные тракторы повысится практически в 5 раз – с 431 250 руб. за единицу до 2 099 325 руб., на бульдозеры – с 1 207 500 до более 2 млн руб. Это негативно отразится на работе предприятия, которое сегодня не получает промсубсидий, уверен он. Все ведущие производители имеют соглашения с Минпромторгом на получение субсидий, потому что соблюдают необходимые требования, возражает источник «Ведомостей», близкий к «Росспецмашу».

Промсубсидии с 2022 г. привязаны к уровню локализации техники, который по постановлению правительства № 719 рассчитывается в баллах. Руководитель проектов SBS Consulting Дмитрий Бабанский поясняет, что объем промсубсидий обычно закладывается в бюджет заранее, а затем корректируется «по мере необходимости». Мера по повышению утильсбора на спецтехнику, по словам Бабанского, будет эффективна для «тех типов машин, которые производятся в РФ», в противном случае это лишь повысит цены импортной техники.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров добавляет, что рост сбора может создать проблемы для покупателей, если цены на китайскую технику вырастут, а российские производители не смогут быстро нарастить производство для замещения машин из КНР.

Минпромторг полагает, что повышение сбора не должно оказать влияния на цену отечественной техники благодаря госсубсидиям на компенсацию сбора, а лишь «выравняет стоимость иностранной и российской продукции», следует из пояснительной записки.

По данным Минфина, в 2019 г. доходы бюджета от утильсбора за все виды техники, включая и специальную, составили 319 млрд руб., в 2020 г. – 364 млрд руб. В 2021 г. поступления от утильсбора увеличились до 515,9 млрд руб., достигнув 2% от общих доходов федерального бюджета. По прогнозам Счетной палаты, в 2022 г. доходы от утильсбора должны составить 530,9 млрд руб., а за 2023 г. – 553,8 млрд руб.

Повышение ставок утильсбора для спецтехники, по оценкам Минпромторга, позволит привлечь в бюджет дополнительные 55 млрд руб. в 2023–2025 гг., а также обеспечить высокую загрузку отечественных предприятий и «сохранить рабочие места порядка 31 700 сотрудников», следует из пояснительной записки.

Минпромторг планировал повысить ставки утильсбора на отдельные виды ДСТ еще в 2021 г. Но после критики проекта со стороны производителей и пользователей спецтехники ведомство отказалось от этой идеи («Ведомости» писали об этом 3 марта 2021 г.).

Минэкономразвития переадресовало запрос «Ведомостей» в Минпромторг; в Минпромторге и Минфине не ответили.

В подготовке статьи участвовал Денис Ильюшенков