Грузоперевозки в России в ближайшие годы ждет небольшой рост

Они будут увеличиваться на 1–3% в зависимости от геополитики и темпов развития инфраструктуры
Андрей Гордеев / Ведомости

Грузоперевозки всеми видами транспорта, кроме трубопроводного, в России в различных сценариях могут вырасти на 1–3% в 2023–2025 гг. Это следует из данных консалтинговой компании Б1, с которыми ознакомились «Ведомости». Реализация конкретного сценария будет зависеть от геополитического контекста и успешности реализации инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры, заявленных государством и игроками.

По данным Б1 на основе статистики Государственной транспортной лизинговой компании, объем грузоперевозок в России в 2022 г. на фоне санкций снизился лишь на 0,5% в годовом выражении до 6,9 млрд т. Устойчивость отрасли к кризису и санкциям консалтинговая компания объясняет рядом факторов, среди которых переориентация торговых связей, укрепление сотрудничества с дружественными странами и реорганизация цепочек поставок.

Суммарный объем перевозок грузов в 2022 г. в России снизился на 1,2% до 7,95 млрд т, следует из данных Росстата. Но в них заложены в том числе и показатели по трубопроводному транспорту (1,1 млрд т), который не учитывает Б1. Основная часть перевозок в 2022 г., или 5,5 млрд т (+0,3% г/г), пришлась на автомобильный транспорт. Железнодорожники перевезли 1,24 млрд т грузов (-3,7%), по внутренним водным и морским путям было перевезено 110 млн т (-0,8%) и 28 млн т (+20%) соответственно. Самое большое падение у авиации – на 59% до 0,6 млн т.

Рост грузоперевозок в этом и последующих годах будет сопровождаться развитием новых транспортных коридоров, ростом проникновения мультимодальных перевозок и контейнеризации, внедрением новых технологий и цифровизацией, следует из данных Б1. Среди приоритетных маршрутов для переориентации экспортных потоков и роста торговли консалтинговая компания называет Северный морской путь (СМП), Восточный полигон (БАМ и Транссиб), а также международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг». Для развития этих маршрутов потребуются значительные инвестиции в инфраструктуру с получением госсубсидий.

В августе 2022 г. правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 г. с объемом финансирования около 1,8 трлн руб. Инвестпрограмма РЖД на 2023 г. предусматривает 250 млрд руб. на развитие второго этапа Восточного полигона. На модернизацию МТК «Север – Юг» до 2030 г. российские власти планировали выделить $1,5 млрд («Ведомости» писали об этом 26 июля 2022 г.). При этом общая потребность в инвестициях в проекты МТК, по оценке Евразийского банка развития, составляет более $38 млрд.

Еще одним приоритетом развития грузоперевозок до 2035 г. является цифровизация транспорта, указывает в своей статистике Б1. Но ее успешному внедрению в отрасли может помешать низкая скорость и качество интернета в субъектах. В начале 2023 г. во всех регионах России, за исключением Москвы, скорость мобильного интернета снизилась примерно на 7%, следует из данных компании Telecom Daily. Другие барьеры, по данным Б1, – нехватка инвестиций в цифровизацию, устаревшие стандарты и нормативно-правовое регулирование, проблемы с доступом к оборудованию и программному обеспечению из-за санкций и нехватка специализированных кадров.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров не согласен с прогнозом Б1. По его мнению, текущий год – кризисный, но рост грузоперевозок будет 1,5–2%. В 2024 г. рост составит уже 2–3%, в первую очередь за счет «длинной логистики» через Дальний Восток, полагает эксперт. «Сильнее всего вырастет сегмент грузовых автоперевозок из-за удлинения маршрутов и замещения железнодорожного транспорта на подходах к портам», – полагает Бурмистров.

В 2022 г. из-за санкций также серьезно изменились направления грузопотоков: уменьшились объемы перевозок автотранспортом из Евросоюза при значительном росте из Турции, а также Китая и Ирана, говорили опрошенные «Ведомостями» логистические компании в конце января.

Падения железнодорожных перевозок не будет, говорит директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Хотя и он называет прогноз Б1 «нерелевантным». «В то время как сектор авиационных перевозок схлопывается, наземный транспорт ждет существенный рост», – отмечает он.

По прогнозам президента НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павла Иванкина, грузоперевозки в 2023–2024 гг. будут расти слабо – на 0,4–0,6%. По его мнению, самая критическая ситуация – в авиаотрасли, поскольку «сложно заместить производство самолета», мешают также и закрытые аэропорты.

Иванкин отмечает, что «серьезным ограничением» роста грузоперевозок по железной дороге будет дефицит инфраструктуры и переизбыток вагонного парка. «В базовом сценарии рост погрузки по железной дороге в 2023 г. составит 0,85–1,1%», – заключил эксперт.

По оценкам руководителя проектов SBS Consulting Дмитрия Бабанского, в перспективе 2025 г. темп роста морских грузоперевозок составит 0,9%. Основными драйверами роста, по словам эксперта, будут навалочные грузы. Бабанский указывает, что новые транспортные коридоры «вряд ли окажут значительное влияние» в перспективе до 2025 г., поскольку их развитие сдерживается рядом факторов. «Для СМП – высокая стоимость ледокольной проводки, для МТК «Север – Юг» – инфраструктурные ограничения, прежде всего на стороне Ирана», – объясняет эксперт.

«Ведомости» направили запрос в Минтранс.