Экспорт коксующегося угля в I квартале подскочил на 44%

Эксперты объяснили это оживлением металлургии в Китае и Индии
Андрей Гордеев / Ведомости

Вывоз за рубеж коксующегося (металлургического) угля по сети РЖД (включая поставки в порты) из России в январе – марте 2023 г. вырос на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 17,9 млн т. Экспорт энергетического угля за этот период сократился на 8% до 49,8 млн т. Это следует из расчетов Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, с которыми ознакомились «Ведомости».

Согласно отчету центра, в марте экспорт коксующегося угля увеличился сразу на 54% до 4,9 млн т. Аналитики ЦЦИ объясняют динамику ростом добычи в Кузбассе, что привело к увеличению железнодорожных поставок из региона в порты и на погранпереходы Дальнего Востока в 2,5 раза до 2,5 млн т. В то же время железнодорожные отгрузки из Якутии в марте уменьшились на 8% до 1,7 млн т. Крупнейшими направлениями экспорта коксующегося угля в марте стали Китай (3 млн т), Япония и Южная Корея (в совокупности 1 млн т) и Индия (200 000 т).

По данным министерства угольной промышленности Кузбасса, добыча коксующегося угля в регионе в I квартале 2023 г. выросла в годовом выражении на 3,7% до 17 млн т. В марте добыча снизилась на 3,4% к уровню марта 2022 г. до 5,6 млн т.

Объем экспорта энергоугля из России в марте практически не изменился по сравнению с тем же периодом 2022 г. и составил 8 млн т, говорится в отчете ЦЦИ. Как отмечает директор центра Евгений Грачев, отсутствие динамики по энергоуглю в марте объясняется тем, что в последующие месяцы (во II квартале) традиционно наблюдается низкий спрос на это топливо из-за межсезонья. Крупнейшими направлениями экспорта энергоугля в марте, по данным ЦЦИ, стали Китай (4,2 млн т), Индия (3,1 млн т) и Турция (2,6 млн т).

По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), по итогам января – апреля 2023 г. основными импортерами российского коксующегося угля стали Китай, Турция и Индия. Поставки в направлении Китая из России увеличились на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года до 9,2 млн т на фоне оживления экономики и сталелитейного сектора. Из них более 90% было отправлено через основные порты и погранпереходы Дальнего Востока.

Экспортные отгрузки коксующегося угля в направлении Турции, по данным ИПЕМа, увеличились в 1,5 раза до 1,7 млн т, в том числе более 60% было отправлено через основные порты Северо-Запада России. Экспорт коксующегося угля в направлении Индии за четыре месяца 2023 г. увеличился в 46 раз до 1,9 млн т.

По словам представителя СУЭК (крупнейший производитель угля в России), компания нарастила экспорт угля в январе – апреле 2023 г. относительно аналогичного периода прошлого года на 8% до 12,4 млн т. Увеличение объемов вывоза представитель СУЭК связывает с «эффективной работой компании с РЖД по использованию инфраструктуры как Восточного (БАМ и Транссиб. – «Ведомости»), так и Западного полигонов».

Представитель РЖД сказал «Ведомостям», что экспортные перевозки каменного угля в целом по сети монополии составили в январе 2023 г. 16,5 млн т (-4% год к году), в феврале – 16 млн т (+5,3%), в марте – 18,3 млн т (+9,7%).

«Ведомости» направили запросы в пресс-службы других крупнейших угольных компаний (это «Кузбассразрезуголь», ЭЛСИ, «Распадская», «СДС-уголь», «Стройсервис», «Русский уголь», «Востсибуголь» и Кузбасская топливная компания).

В начале апреля 2022 г. ЕС включил в пятый пакет санкций из-за СВО на Украине эмбарго на импорт российского угля с 10 августа прошлого года. С этого момента прекратились поставки по долгосрочным контрактам, а спотовые закупки российского угля в Европе были остановлены практически сразу после объявления эмбарго. Российские компании стали перенаправлять уголь с европейского рынка в Азию («Ведомости» писали об этом еще 17 августа 2022 г.).

По данным ЦЦИ, экспортные цены на российский энергетический уголь снизились в марте на 5–8% к показателям февраля, стоимость коксующегося угля упала на 5%. В начале апреля тенденция сохранилась, экспортеры по-прежнему настроены на снижение цен, отмечают в отчете аналитики. На 21 апреля российский коксующийся уголь марки ГЖ торговался по цене $170/т на базисе FOB («с погрузкой на судно») Дальний Восток, энергетический 6000 ккал/кг – по $129/т на том же базисе.

Как отмечает замгенерального директора ИПЕМа Александр Григорьев, рост поставок в направлении Китая, Турция и Индии объясняется тем, что эти страны «не присоединились к санкциям в отношении России и обладают развитой металлургической промышленностью». Коксующийся уголь, как правило, более маржинальный продукт по сравнению с энергетическим, напоминает он. Поэтому рост объемов его поставок не удивителен: идет максимизация прибыли в условиях ограниченности пропускной способности транспортной инфраструктуры, отмечает Григорьев.

Увеличение отгрузки коксующегося угля может быть вызвано ростом загрузки металлургических заводов в условиях оживления активности в Китае и сильной динамики производства стали в Индии, соглашается аналитик «Финама» Алексей Калачев. В энергетическом угле таких драйверов для спроса сейчас нет, указывает он.

Рост отгрузки коксующегося угля мог произойти за счет накопленных запасов или не отгруженных ранее объемов, а не за счет увеличения добычи, добавляет Калачев, ссылаясь на данные Росстата. Добыча коксующегося угля в Сибирском федеральном округе в марте 2023 г. снизилась на 5,9% к марту 2022 г. до 5,85 млн т.

Рост экспорта коксующегося угля вызван повышением спроса со стороны металлургических предприятий дружественных стран, в том числе в АТР. отметил представитель Минэнерго.