Продажи сидра в России в I квартале выросли на 30%

Многие пивоваренные компании уже запустили производство набирающего популярность напитка
Freepik

Розничные продажи сидра, медовухи и пуаре (грушевого сидра) в I квартале 2023 г. выросли год к году на 30% до 2,05 млн дал, по данным Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Такую динамику подтверждают и в аналитической компании NielsenIQ. Там посчитали, что в денежном выражении продажи сидра в первые три месяца этого года увеличились на 57%, а в натуральном – на 54,1%. Абсолютные цифры компания не предоставила. Ранее «Коммерсантъ» сообщал, что за первые два месяца 2023 г. объемы продаж сидра выросли на 60% год к году и превысили темпы реализации в рознице слабоалкогольных коктейлей.

Такие напитки, как сидр, сейчас становятся все более популярны, говорит совладелец пивоварни Gletcher Игорь Хавский. Столь значительное увеличение продаж он объясняет низкой базой – небольшим объемом производства этого напитка в целом, на фоне которого и получаются двузначные цифры роста. Об эффекте низкой базы говорит и председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев. «Однозначно устойчивость тренда на рост популярности слабоалкогольных напитков, в том числе сидра и медовухи, подтвердить нельзя», – резюмирует эксперт.

В 2022 г. в России было реализовано 8,64 млн дал сидра, пуаре и медовухи, по данным Росалкогольрегулирования.

Член общественного совета при Росалкогольрегулировании Алексей Небольсин также говорит, что в данный момент фиксируется тенденция по переходу населения на более натуральную продукцию, к которой относится и сидр. В связи с этим растет число пивоваренных компаний, которые начинают выпускать этот напиток. С этим согласен и исполнительный директор Ассоциации производителей пива Вячеслав Мамонтов, который говорит, что массовый потребитель активно покупает сидр, а производители стараются удовлетворить его пожелания и активно осваивают этот сегмент. К примеру, в конце 2022 г. о начале производства такого напитка заявили «Очаково» и «Союз-вино». Небольсин также отмечает увеличение розничных продаж такого напитка в «непьющих» регионах (например, в Чечне) на фоне роста туристического потока. Кроме того, сидр не нужно лицензировать, добавляет эксперт.

Продажи пива, по данным ЕГАИС, наоборот, незначительно снизились. В I квартале 2023 г. было продано 164,5 млн дал, это на 3,5% меньше, чем год назад. Реализация пива в первые три месяца этого года действительно несколько сократилась, подтверждает Мамонтов.

По его словам, в этом сегменте продолжен негативный тренд, который начался еще в IV квартале 2022 г. Это в первую очередь объясняется снижением покупательной способности населения и экономией, а также ростом цен на фоне значительного увеличения затрат пивоварен. «В случае дальнейшего увеличения нагрузки – в частности, роста акциза, а также замедления темпов импортозамещения в отрасли – эта негативная тенденция может продолжиться», – отметил он. В нынешней ситуации люди предпочитают более крепкий алкоголь, объясняет снижение продаж пива Небольсин. Кроме того, эксперт отметил влияние на отрасль ужесточения законодательства (обязательная маркировка и реестр производителей), что привело к сокращению числа пивоваренных компаний.