Продажи телевизоров в первом полугодии превысили показатели 2021 года

Эксперты ждут роста цен на технику из-за удорожания комплектующих и падения рубля
Спрос на телевизоры в России закрывали китайские компании и собственные товарные марки ритейлеров/ Александр Рюмин / ТАСС

Число проданных в России телевизоров в первом полугодии 2023 г. превысило не только уровень января – июня прошлого года, но и уровень продаж до начала СВО и массового исхода иностранных брендов с российского рынка. За первые шесть месяцев этого года было продано 3,8 млн телевизоров, что на 35% выше, чем год назад, когда было продано 2,8 млн шт., и на 13% больше, чем первом полугодии 2021 г., когда россияне купили 3,3 млн устройств. Это следует из статистики ГК «F+ tech | Марвел». Рост продаж телевизоров на 35% год к году подтвердил и руководитель департамента «Кино и звук» группы «М.видео-Эльдорадо» Алексей Никонов.

При этом в денежном выражении сегмент год к году сократился на 7,5% – со 100 млрд руб. в первом полугодии 2022 г. до 92,5 млрд руб. в 2023 г. В первом полугодии 2021 г. объем рынка был на уровне 86,2 млрд руб.

За этот период произошло существенное перераспределение долей брендов, следует из данных аналитиков. Так, год назад 60% рынка телевизоров в деньгах занимали корейские компании LG и Samsung, сейчас их совокупная доля составляет только 22%. При этом растут продажи телевизоров китайских брендов (например, доля Haier выросла с 6,5 до 10,6%) и собственных торговых марок (СТМ) ритейлеров. Доля последних увеличилась с 7,9 до 10,8%, следует из данных «F+ tech | Марвел».

Ведущие китайские производители заместили корейские бренды прежде всего за счет большого ассортимента, в том числе в верхнем ценовом сегменте, и более привлекательной стоимости даже при сопоставимых технических характеристиках, рассуждает Никонов. В лидерах этого года в сетях «М.видео-Эльдорадо» – китайские Hisense, Haier и японская Toshiba.

Второй тренд на рынке телевизоров, по его словам, – увеличение интереса к устройствам из России и СНГ. В топ-5 продаж в количественном выражении в «М.видео-Эльдорадо» вошла собственная торговая марка Hi, также растет интерес к телевизорам с ОС от «Яндекса» и «Сбера», заметную долю занимает узбекский Artel, рассказал Никонов. При этом продажи белорусских телевизоров Vityaz (продаются в том числе с платформой «Салют ТВ» от «Сбера») за год снизились на 55%, а их доля рынка год к году сократилась с 2,7 до 1%, заметили аналитики «F+ tech | Марвел».

Представитель «Ситилинка» сообщил «Ведомостям», что данные по продажам компании «сопоставимы с рынком».

На Ozon в первые шесть месяцев этого года продажи телевизоров в штуках выросли на 200% относительно первого полугодия 2022 г. и более чем на 300% относительно первого полугодия 2021 г., сообщил директор по развитию бизнеса маркетплейса в категории «электроника» Александр Милькин. На Wildberries рост продаж телевизоров в штуках год к году составил 61%, сообщили в компании.

Среди наиболее востребованных марок в «Ситилинке» и на Wildberries – продукция азиатских и отечественных брендов, включая LG, Samsung, китайские Harper, Hisense, Xiaomi, а также Erisson и BQ, перечислили представители компаний. «Ведомости» также направили запрос в «Яндекс.Маркет».

Если в начале 2022 г. россияне покупали телевизоры зарубежных брендов, которые заявили о приостановке деятельности в России, то во второй половине года и в 2023 г. драйвером продаж стало появление телевизоров китайских производителей и СТМ, например Tuvio от «Яндекса», Hi, Hartens от Ozon и проч., у которых наценка за характеристики снижена, отметил главный редактор портала Ferra.ru Евгений Харитонов. Чтобы захватить долю рынка за счет СТМ и привлечь пользователей в экосистему, «железо» продается близко к себестоимости, пояснил он. А у белорусских телевизоров Vityaz помимо меньшей привлекательности в сравнении с российскими СТМ есть ряд технических проблем, заметил эксперт. К примеру, в ряде моделей не поддерживается Bluetooth-пульт и есть только поддержка ИК-пульта, который каждый раз нужно направлять в определенный угол телевизора, объяснил Харитонов.

Российские марки, которые заместили Samsung и LG, работают в основном в бюджетном и реже в среднем ценовых сегментах рынка, добавил руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков. По этой причине средняя цена телевизоров на рынке упала и, несмотря на большой объем продаж, в денежном выражении рынок сжался, пояснил он. В результате масштабной дефляции на этом рынке сложилась ситуация, при которой потребители, которые долго откладывали замену телевизора, получили возможность выбирать устройства в более привлекательной для них ценовой категории, добавил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Кроме того, существенное падение продаж LG и Samsung связано с тем, что до СВО компании производили телевизоры на собственных заводах в России, заметил Сурков. Новые телевизоры либо продавались из складских запасов, либо стали импортироваться в Россию, но импорт дороже из-за пошлин и логистики, добавил он.

В бюджетном сегменте на рынке телевизоров произойдет затоваривание из-за огромного объема СТМ и новых отечественных марок, что приведет к снижению маржинальности сегмента, прогнозирует Сурков. В среднем и верхнем сегментах развернется борьба между китайскими марками, частично собранными в России, и отечественными брендами, добавил он. С учетом резкого роста курса доллара за последний месяц сложно делать какие-либо прогнозы, заметил Милькин, но вероятно, что рынок телевизоров в штуках по итогам 2023 г. будет выше уровня 2022 г. На 12 июля курс ЦБ составил 90,5 руб./$.

Цены на телевизоры будут расти, считает генеральный директор компании BQ Владимир Пузанов. По его словам, в 2023 г. закупочные цены на LCD-панели выросли на 25% в долларах США, а девальвация рубля еще на 20–25% добавит до 50% стоимости к минимальным значениям первой половины года. «Это не произойдет стремительно, поскольку у игроков еще есть запасы по старым ценам, но при текущем курсе рубля к доллару и ценах на панели в Китае мы увидим осенью цену от 12 000 руб. на базовый телевизор диагональю 32 дюйма без функции Smart», – добавил он.

В 2021 г. средняя цена самого популярного телевизора диагональю 32 дюйма была на уровне 9500 руб., в 2022 г. по причине резкого скачка курса доллара и нарушения логистики – 11 500 руб., резюмировал Пузанов.