Продажи водки и коньяка упали на 16,4 и 20,3% за год

Эксперты полагают, что это может быть связано с ростом нелегального рынка
Согласно официальной статистике, всего лишь за год продажи крепкого алкоголя в России снизились почти на 20%/ Варвара Гертье / РИА Новости

Официальные продажи коньяка и бренди в РФ по итогам первого полугодия 2023 г. упали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20,3% до 3,7  млн  дал, водки – на 16,4% до 30,2 млн дал. Такие данные приводятся в статистике, собранной ЕГАИС («Ведомости» с ней ознакомились). В ней, в частности, указано, что компания «Татспиртпром» (бренды Graf Ledoff, «Крещенская», Tundra) сократила продажи водки на 14% до 3,6 млн дал, Beluga Group (Belugа, «Беленькая», «Русский лед») – на 26% до 3,5 млн дал.

Реализация коньяка и бренди снизилась на 19% до 689 000 дал у Stellar Group (Old Barrel, Mancatcher, Veda), на 33% до 758 000 дал – у Alvisa («Старейшина», «Киновский»).

Коммерческий директор Stellar Group Александр Гревцов подтвердил снижение продаж крепких алкогольных напитков с января по июнь 2023 г. Но конкретные цифры, а также причину падения он не уточнил. В Beluga Group и Alvisa на запросы «Ведомостей» не ответили. Так же поступили представители компаний, которые продают крепкие алкогольные напитки, среди них X5 Group, Luding, «Винлаб», «Ароматный мир» и «40 градусов». Эксперты объясняют снижение реализации крепких алкогольных напитков ростом нелегального рынка. В частности, об этом говорит директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. «Падение продаж связано с тем, что ряд зарубежных производителей качественного алкоголя ушли с рынка, а оптовики стали замещать их контрафактной продукцией и работать с теневыми производителями», – подтверждает лидер всероссийского движения «Трезвая Россия» Султан Хамзаев.

Владелец брендингового агентства Kaufman Станислав Кауфман добавляет, что сейчас наблюдается сокращение доходов среднего класса, основных потребителей крепких алкогольных напитков. А это ведет к переходу этой части населения на аналогичные, но более дешевые алкогольные напитки, зачастую из некачественного материала или даже суррогаты. Эксперт уточняет, что такая продукция в официальной статистике не учитывается. Кауфман считает, что такая тенденция продолжится и дальше, поэтому производители будут вынуждены в том числе снижать цены на свои напитки либо переходить на выпуск другого, менее дорогого алкоголя.

Из статистики ЕГАИС следует, что помимо снижения продаж фиксируется еще и сокращение производства крепких алкогольных напитков. За первые шесть месяцев 2023 г. выпуск водки упал на 9% до 33,2 млн дал, коньяка и бренди – на 13% до 4,2 млн дал. Так, у «Татспиртпрома» показатель снизился на 2%, у Stellar Group – на 9,5%, у Alvisa – на 25,8%. Гревцов объясняет такую тенденцию «определенной коррекцией», так как в прошлом году из-за сокращения импорта выпуск отечественного алкоголя в стране сильно вырос. В целом даже итоговые объемы этого года вряд ли превысят прошлогодние показатели, добавил он.

Представитель «Татспиртпрома» сообщил «Ведомостям», что по итогам первого полугодия производство и отгрузки водки находятся «на уровне прошлого года», а во втором полугодии в компании планируют нарастить мощности в соответствии с потребностями рынка. Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз обращает внимание на то, что сейчас есть еще проблема с затовариванием алкогольными напитками у торговых сетей. По его словам, они просто перегружены такой продукцией с прошлого года – с февраля 2022 г. российские производители начали выпускать ее в большом объеме с целью импортозамещения, при этом импортеры стали привозить в Россию иностранные напитки в огромном количестве из-за опасения изменения цен, усложнений в логистике и т. д., уточнил он. По его словам, пока сети не продадут залежавшиеся на полках товары, российским производителям придется сокращать ее выпуск.

Ситуация на рынке может улучшиться к концу текущего года в том случае, если «спрос и предложение сравняются», считает эксперт. Снижение цен на алкоголь маловероятно, отметил Дробиз. С ним согласился Кауфман, который добавил, что в настоящий момент участники рынка действительно не готовы пойти на такие меры по ряду причин. В частности, магазинам это невыгодно из-за того, что продажа крепкого алкоголя – один из основных источников дохода. В свою очередь, производители работают на грани рентабельности и продажа продукции дешевле себестоимости может в целом фатально ударить по их бизнесу и, следовательно, рынку, резюмировал эксперт.