Рост цен на дизтопливо может остановиться к октябрю на фоне снижения спроса и укрепления рубля

Летом дизель на АЗС начал дорожать впервые с начала года, следует из данных Росстата
Дизель в рознице дорожает вслед за резким ростом биржевых котировок/ Максим Стулов / Ведомости

В России в конце июля – начале августа на АЗС начало дорожать дизельное топливо, цены на которое в отличие от бензина с начала года оставались стабильными. Как следует из данных Росстата, цена дизтоплива за последние четыре недели выросла на 1,4% до 59,27 руб./л.

С 17 июля по 14 августа (данные предоставляются на каждый понедельник) стоимость 1 л на заправках прибавила 82 коп. При этом 17 июля 1 л дизеля стоил на 25 коп. дешевле, чем в первый рабочий день года 9 января.

Цены на дизтопливо на московском топливном рынке, одном из крупнейших в России, с 17 июля по 14 августа выросли на 1,15%, или на 68 коп., до 59,59 руб./л, следует из данных Московской топливной ассоциации (МТА). Для сравнения: с 19 июня по 17 июля стоимость 1 л дизеля на столичных АЗС выросла лишь на 0,1%, или на 6 коп., а 17 июля в сравнении с 9 января снизилась на 6 коп.

По итогам июля потребительская инфляция в РФ, по данным Росстата, составила 0,74%, а с 1 по 14 августа – 0,11%.

Сильнее всего с 17 июля по 14 августа, по данным МТА, выросла средневзвешенная цена дизеля на сети АЗС «Нефтемагистраль» (по данным СПАРК, принадлежит в равных долях гендиректору Александру Ерастову и Наталии Ерастовой) – на 3,8% до 62,19 руб./л. За ней по темпам роста следуют АЗС «Лукойла», на которых дизтопливо подорожало на 1,77% до 60,32 руб./л. На третьем месте АЗС сети «Ека» (также владеет «Лукойл»), где 1 л дизеля прибавил 1,76% и стоил 60,58 руб.

Дизель в рознице дорожает вслед за резким ростом биржевых котировок. Оптовые цены на летнее дизтопливо на товарной бирже СПбМТСБ с марта по начало июля держались в пределах 48 000–52 000 руб./т, но с середины июля перешли к росту. 2 августа стоимость 1 т дизеля на бирже побила исторический рекорд в 58 151 руб., установленный в сентябре 2022 г., и с тех пор продолжает расти. С 17 июля по 16 августа оптовая цена дизеля подскочила на 25,1% до пиковых 66 926 руб./т.

При этом оптовые цены на бензин марок Аи-92 и Аи-95 демонстрируют другую динамику: они росли с начала апреля и достигли пика 24 июля, затем тренд изменился, и стоимость пошла вниз. Аи-92 на СПбМТСБ 16 августа торговался на уровне 62 400 руб./т, Аи-95 – 69 300 руб./т.

Минэнерго, ФАС и курирующий ТЭК вице-премьер Александр Новак в последние месяцы обсуждают, как остановить рост цен на топливо на внутреннем рынке. В частности, в конце июня Новак поручил Минэнерго и ФАС проработать возможность квотирования вывоза нефтепродуктов, представить предложения по борьбе с серым экспортом (чтобы пресечь вывоз бензина и дизтоплива, за которые НПЗ уже получили демпферные выплаты из бюджета) и увеличить обязательные для НПЗ нормативы продажи бензина и дизеля на СПбМТСБ. 2 августа премьер Михаил Мишустин подписал постановление об увеличении с 1 сентября биржевого норматива на 1 п. п. до 9,5% от общего объема производства для дизеля и до 13% – для бензина.

Также Новак заявлял, что поддерживает предложение Минэнерго о сокращении числа экспортеров нефтепродуктов. В августе он поручил проработать возможность лицензирования экспорта.

«Ведомости» направили запросы в пресс-службы ФАС, а также «Лукойла», «Роснефти», «Газпром нефти», «Татнефти», «Сургутнефтегаза» (владеющих АЗС).

В комментариях пресс-службы Минэнерго «Ведомостям» говорится, что спрос на внутреннем рынке обеспечен предложением, но, поскольку цены на моторное топливо являются рыночными, «в отдельные моменты» происходит их рост выше инфляции. Для снижения волатильности цен с 1 сентября вступит в силу увеличенный норматив продаж топлива на СПбМТСБ, напоминает министерство. В комментариях также указано, что ведомство проводит ежесуточный мониторинг ситуации с обеспечением внутреннего рынка моторными топливами и «доводит до компаний рекомендации по увеличению поставок на внутренний рынок».

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша сказал «Ведомостям», что в ситуации резкого повышения оптовых цен владельцам АЗС приходится постепенно поднимать цены и в рознице. Он подчеркнул, что крупным сетям, принадлежащим нефтяным компаниям, в сложившейся ситуации проще удерживать цены в пределах инфляции, чем небольшим независимым АЗС, не имеющим собственных НПЗ.

В чем проблема с демпфером

Демпфирующий механизм в нефтяной отрасли призван сдерживать рост цен на топливо в России. Он предполагает, что при более высоких экспортных ценах на нефтепродукты по сравнению с внутренним рынком НПЗ получают выплаты из бюджета. При обратной ситуации нефтяники должны сами доплачивать в бюджет. В 2022 г. НПЗ получили рекордные выплаты по демпферу – 2,2 трлн руб., что в 3,2 раза больше, чем годом ранее. С 1 сентября 2023 г. выплаты по демпферу будут снижены вдвое на фоне снижения нефтегазовых доходов и дефицита бюджета.

При оптовой цене на дизель в 66 800 руб./т на СПбМТСБ и розничной цене почти в 57 руб./л маржа владельцев АЗС, по оценкам старшего аналитика «БКС мир инвестиций» Рональда Смита, составляет лишь 5%, или около 2,9 руб./л. «Всего месяц назад оптовые цены находились на уровне 53 480 руб./т (или 45 руб./л), что предполагало совершенно иную наценку», – подчеркивает он.

Рост цен на топливо в рознице – это в первую очередь следствие увеличения оптовых цен, подтверждают опрошенные «Ведомостями» аналитики. Оптовые цены на дизель растут также на ожиданиях сокращения выплат по демпферу вдвое с 1 сентября (см. врез) на фоне ослабления рубля и высоких цен на нефтепродукты в мире, отмечает управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова. По ее словам, это делает экспорт топлива более выгодным, чем поставки на внутренний рынок.

С начала июня по середину августа курс рубля к доллару снизился с 80,8 руб./$ до 94,5 руб./$.

Экспорт в текущих условиях действительно становится более привлекательным для российских компаний, соглашается глава Независимого топливного союза Павел Баженов. Из-за этого, по его словам, растут цены в опте, которые давят на розницу.

По мнению Смита, оптовые цены на горючее пойдут вниз после укрепления курса рубля, а также введения мер по ограничению экспорта бензина и дизтоплива, которые намерено принять правительство. Эти меры должны стабилизировать оптовые цены на нефтепродукты «ближе к осени», соглашается Крылова. Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что рост цен может закончиться в конце сентября – начале октября на фоне снижения внутреннего спроса на топливо и корректировки демпфера.