Продажи аптечной косметики ставят антирекорды

Такая продукция существенно подорожала, поэтому стала пользоваться меньшим спросом
В денежном выражении объем реализации аптечной косметики составил 28,2 млрд руб./ Андрей Гордеев / Ведомости

Продажи аптечной косметики (рекомендуется для лечения ряда дерматологических заболеваний и продается в основном в аптеках) за первые семь месяцев 2023 г. составили 84,2 млн упаковок, подсчитала аналитическая компания DSM Group. По ее данным, это самый низкий показатель минимум за последние шесть лет. Для сравнения: в январе – июле 2022 г. в аптеках было реализовано 89,4 млн шт. такой продукции, а в позапрошлом году – 98,2 млн шт. Негативную динамику подтверждают и опрошенные «Ведомостями» представители фармрозницы, среди них «Аптека 25» и «Аптека фарма».

Материалы для производства аптечной косметики закупаются преимущественно за границей, отмечает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. С прошлого года из-за проблем с логистикой такая продукция начала дорожать, добавляет генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. Об этом же говорит и генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, стоимость аптечной косметики с 2022 г. выросла в среднем на 25–30%. Это подтверждается и данными DSM Group.

В денежном выражении объем реализации аптечной косметики составил 28,2 млрд руб. Это если не считать аномальный 2022 год (тогда продажи были на уровне 31,1 млрд руб.), самый высокий показатель за последние пять лет.

Рост цен на аптечную косметику и привел к снижению спроса на нее, утверждает Бурмистров. По его словам, так как аптечная косметика относится к необязательной в повседневной жизни категории товаров, от ее приобретения многие отказываются. На взаимосвязь динамики продаж с покупательной способностью населения указывает и гендиректор рязанской сети «Аптека фарма» Александр Миронов. Он утверждает, что часть потребителей переключились на более бюджетные продукты из супермаркетов (например, из сетей «Магнит косметик» или «Подружка») или пользуются народными средствами.

На продажах отразилось и сокращение аптечного ассортимента, отмечают эксперты. Это, в свою очередь, объясняется уходом ряда зарубежных брендов из России. В частности, прекратили прямые продажи в стране и закрыли свои магазины такие компании, как американская Estee Lauder (бренды Clinique, Tom Ford Beauty), французская L’Oreal (марки Vichy, La Roche-Posay), уточнил Беспалов. В итоге лидер этого сегмента на российском рынке – L’Oreal снизила свою долю с 19,61 до 16,27% год к году, по данным DSM Group. То есть, несмотря на то что неофициальные поставки такой продукции в страну продолжаются, провал в этой категории все равно есть, уточняет Шуляк.

Снижение продаж аптечной косметики в аптеках директор по коммуникациям бренда Librederm Наталия Бакланова объясняет еще и тем, что такая продукция стала чаще продаваться онлайн. По ее данным, рынок интернет-продаж косметики в среднем прирастает на 25% в год. Ассортимент аптечных брендов, в частности La Roche-Posay, Vichy, Librederm, Uriage, Bioderma, активно и широко представлен на маркетплейсах, подтвердила член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Анна Дычева-Смирнова. Как отмечает управляющий партнер специализирующейся на фармацевтическом рынке консалтинговой компании «Проектирование систем управления» Павел Лисовский, производители стали больше сотрудничать с маркетплейсами, нежели аптечными сетями. Это связано с тем, что в точках, где такая продукция не является профильной, продавать ее можно с меньшей наценкой, уточнил эксперт. В свою очередь, скидочные предложения привлекают потребителя, подтверждает Дычева-Смирнова.

Производители косметики L’Oreal, Estee Lauder и Eveline на запросы «Ведомостей» не ответили. Так же поступили в сетях «Подружка» и «Рив Гош».