Москва и Санкт-Петербург потеряли лидерство в рейтинге качества онлайн-покупок

Их сместили региональные города
Евгений Разумный / Ведомости

Обе столицы по итогам первого полугодия 2023 г. вылетели из тройки лидеров рейтинга потребительского поведения российских регионов в пространстве электронной коммерции, составленного компанией PIM Solutions (само исследование выпускается с 2021 г.). Москва и Петербург опустились на 5-е и 6-е места соответственно. А лидерами рейтинга по качеству заказов (среднему чеку, доле выкупов, предоплат и времени до получения из пунктов выдачи и постаматов) стали Московская область (поднялась со 2-го места), Краснодарский край (до этого было 5-е место) и Татарстан (ранее 7-е место).

Главная причина, по которой Москва и Санкт-Петербург выбыли из тройки лидеров, – это относительно невысокий средний чек, который растет в столицах медленнее, чем в регионах, говорит генеральный директор PIM Solutions Ольга Сатановская. Для сравнения: в Москве он составляет 5803,1 руб., в Санкт-Петербурге – 5707,9 руб., тогда как в Татарстане – 6007 руб., а в Краснодарском крае – 6013,9 руб. В итоге российская столица опустилась с 28-го на 34-е место по этому показателю, а Санкт-Петербург – с 27-го на 42-е место.

Москвичи и жители Северной столицы привыкли к быстрой бесплатной доставке и большому количеству пунктов выдачи, поэтому они делают заказы часто, но на небольшие суммы, объясняет Сатановская. Жители остальных регионов, по ее словам, наоборот, стараются заказывать за один раз большее количество товаров, что повышает средний чек каждого заказа. Для интернет-магазинов такое поведение выгоднее, поскольку им не приходится лишний раз платить за доставку, поясняет Сатановская.

В Подмосковье, Краснодарском крае и Татарстане сейчас действительно идет активное развитие онлайн-ритейла, особенно на юге страны, где ощущается сильный сезонный миграционный приток, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, логистическая инфраструктура там расширяется, число пунктов выдачи заказов растет. Кроме того, в Татарстане, например, недавно открылись распределительные центры Ozon и Wildberries. А значит, там активно вовлекаются продавцы, растут темпы доставки и, соответственно, онлайн-продажи, резюмирует Бурмистров.

Число интернет-покупок в регионах действительно растет, подтверждают сами маркетплейсы. Доля региональных покупателей в обороте Ozon по итогам первого полугодия 2023 г. выросла на 2 п. п. до 76%, говорит представитель онлайн-ритейлера. Больше всего покупок на площадке в этом году помимо жителей Москвы и Санкт-Петербурга совершили люди из Подмосковья, Ленинградской области, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Краснодара, Казани, Самары, Нижнего Новгорода и Новосибирска.

При этом Москва остается безусловным лидером по частоте онлайн-покупок, проникновению онлайн-торговли, уровню расходов покупателей, говорит партнер Cross Insights Борис Овчинников. Но, по его словам, если смотреть на качественные показатели, то есть регионы, которые находятся примерно на одном уровне с ней. Он отмечает, что преодоление разрыва между двумя столицами и другими городами – хороший сигнал для рынка онлайн-торговли в целом. Соотечественники стали заказывать в интернете в том числе дорогие товары, которые раньше покупали только в офлайне, оплачивать доставку при оформлении, не боясь сообщать платежные реквизиты, говорит Сатановская. И конечно, из-за санкций сократился ассортимент в офлайне. Относительно отдаленные от центров регионы, например Чечня или Дальний Восток, постепенно становятся драйверами онлайн-продаж, так как там менее доступен традиционный ритейл, указывает Бурмистров. Вдали от столиц онлайн по-прежнему едва ли не единственный способ получить некоторые категории товаров или брендовую продукцию, напоминает он.