За рейсы в Узбекистан и Киргизию борются девять авиакомпаний

Но большая часть допусков, скорее всего, достанется «Аэрофлоту»
Валерий Шарифулин / ТАСС

Количество заявок, поданных отечественными перевозчиками на право выполнять полеты в Узбекистан и Киргизию, существенно превышает количество выделенных допусков. Об этом говорится в документах Росавиации к ближайшему заседанию межведомственной комиссии (МВК) по распределению допусков. «Ведомости» ознакомились с этими документами. Заседание запланировано на 25 октября, сказал представитель Росавиации.

В июле «Ведомости» писали об инициативе авиавластей Узбекистана увеличить количество рейсов в Россию. Осенью российские власти приняли эту инициативу, а также расширили авиасообщение с Киргизией. Максимальное количество прямых рейсов между Москвой и Ташкентом увеличено с 39 до 50 в неделю, между Санкт-Петербургом и Ташкентом – с 7 до 14, между Москвой и Бухарой и Москвой и Ургенчем – с 10 и 7 соответственно до 14 рейсов по каждому направлению. Между Красноярском и Ташкентом число допусков выросло с 7 до 14 в неделю.

Из оценочных листов, опубликованных 23 октября Росавиацией, следует, что на 11 новых рейсов в неделю между столицами России и Узбекистана претендуют 9 авиакомпаний с заявками на 50 рейсов. Заявку на все 11 рейсов подал «Аэрофлот», по 7 рейсов готовы выполнять «Уральские авиалинии», «Ютэйр», Smartavia, «Ираэро», по 2 – Azur Air и «Якутия», заявку на 3 рейса в неделю подала Nordwind, на 4 – авиакомпания Nord Star.

На 7 новых допусков между Санкт-Петербургом и Ташкентом претендуют 7 авиакомпаний с заявками на 36 рейсов в неделю. Из них все 7 рассчитывают забрать «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Ютэйр» и Smartavia, по 3 рейса хотят получить Nord Star и Nordwind, заявку на 2 рейса в неделю подала «Якутия».

На 10 свободных частот (из 29) на линии Москва – Бишкек претендуют пять авиакомпаний с заявками на 26 рейсов в неделю. Из них все 10 рассчитывает получить «Аэрофлот», 7 – «Ютэйр», 4 – Nord Star, 3 – Nordwind, 2 – Якутия, следует из данных Росавиации. На данный момент у «Аэрофлота» есть допуски на 14 рейсов, у «Уральских авиалиний» – на 5.

На 7 свободных допусков на маршруте Санкт-Петербург – Бишкек претендуют 5 авиакомпаний, из которых по 7 рейсов в неделю готовы выполнять «Уральские авиалинии» и «Ютэйр», по 3 рейса – Nordwind и Nord Star, по 2 рейса – «Якутия». На данный момент допуски на 7 рейсов в неделю есть у авиакомпании «Россия» (входит в группу «Аэрофлот», базируется в Санкт-Петербурге).

Повышенная конкуренция также ожидается на линии Красноярск – Ташкент, где на 7 свободных частот (всего их 14) претендуют «Россия», Smartavia, Nord Star и «Якутия». Причем первые три компании готовы забрать по 7 допусков каждая, а «Якутия» претендует на 2 допуска.

Некоторые авиакомпании пытаются выиграть допуски на перспективу. Так, в Smartavia неоднократно говорили, что не могут летать по международным направлениям из-за того, что в парке компании нет ни одного самолета без двойной регистрации (в отечественном и зарубежном реестрах; такая ситуация сложилась в 2022 г. после введения недружественными странами санкций против российской авиаотрасли, и самолеты с двойной регистрацией часть зарубежных стран не принимает. – «Ведомости»). Тем не менее представитель компании подтверждает, что перевозчик подал заявку на получение допусков для полетов по указанным направлениям.

Вторая по объему перевозок в стране авиакомпания S7 не подала заявки ни на одно из этих направлений. «Ведомости» направили запросы в S7 и всем эксплуатантам, подавшим заявки.

Представитель Минтранса сказал, что решение о выдаче допусков будет принято на основании оценочных листов, размещенных на сайте Росавиации. После подписания протокола заседания будет подготовлен и опубликован соответствующий приказ агентства, добавил он.

Росавиация будет выбирать авиакомпании в зависимости от процента использования современных воздушных судов отечественного производства в парке, доли выполнения авиаперевозок на Дальнем Востоке, а также в соответствии с уровнем безопасности и регулярности полетов, процентом использования имеющихся допусков и уровнем сервиса, пояснил представитель агентства.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев объясняет повышенное внимание к новым допускам на направлениях в Центральную Азию ограниченным количеством доступных международных направлений для отечественных эксплуатантов. Доходность на таких маршрутах остается высокой, что обеспечивает стремление авиакомпаний получить право на выполнение таких рейсов, считает он.

Эксперт Telegram-канала «Мои инвестиции» Елена Сахнова говорит, что высокая конкуренция в борьбе за международные направления наблюдалась и до пандемии и СВО на Украине. Сегодня такие рейсы особенно прибыльны для перевозчиков, отмечает она. В начале октября источник, близкий к Росавиации, говорил «Ведомостям», что Киргизия в 2023 г. находится в пятерке среди всех зарубежных стран по пассажиропотоку в Россию, Узбекистан – в десятке. А собеседник «Ведомостей», близкий к одной из российских авиакомпаний, напоминал, что до пандемии коронавируса Киргизия занимала 4–5-е место в СНГ по пассажиропотоку при полетах из России.

Пантелеев не исключил, что «Аэрофлот», у которого больше всего очищенных от двойной регистрации самолетов, сможет получить большую часть допусков. «При этом сохранение конкуренции было бы оправданно», – отмечает он. «Теоретически «Аэрофлот» может забрать себе все допуски, – соглашается Сахнова. – Но, как правило, какую-то часть рейсов авиавласти отдают другим перевозчикам».