Минфин хочет поднять минимальную розничную цену на крепкий алкоголь на 7,5%

Такая мера позволит производителям водки избежать убытков
Андрей Гордеев / Ведомости

Минимальную розничную цену (МРЦ) на алкогольную продукцию крепостью выше 28 градусов «целесообразно повысить на 7,5%» с 1 января 2024 г. Об этом говорится в письме замминистра финансов Алексея Сазанова главе Минфина Антону Силуанову. «Ведомости» ознакомились с копией этого документа. В Минфине на запрос не ответили, однако источник, близкий к правительству, подтвердил, что вопрос повышения МРЦ на такие напитки действительно сейчас прорабатывается.

Необходимость введения такой меры Сазанов в своем письме объясняет обновленным прогнозом Минэкономразвития, согласно которому по итогам 2023 г. темпы инфляции составят как раз 7,5%. В этом случае цена будет соответствовать реальной конъюнктуре рынка. По этой причине он просит Силуанова дать согласие на внесение изменений в приказ Минфина России от 7.10.2020 № 235н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов».

Повысить МРЦ на спиртные напитки Минфин в начале октября просил Союз производителей алкогольной продукции, сообщала газета «Коммерсантъ». Но тогда обсуждалась ставка чуть ниже – на уровне 7%. В организации на запрос не ответили. Так же поступили и в Минэкономразвития.

Увеличение МРЦ на крепкие алкогольные напитки на 7,5% владелец брендингового агентства Kaufman Станислав Кауфман называет логичной государственной инициативой. С ним, учитывая «ускорение инфляционных процессов в стране», согласен и генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. При установлении МРЦ учитывается минимальная сумма затрат на выпуск качественной алкогольной продукции, которая из-за экономических процессов постоянно растет, поясняет директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Производители, которые ориентированы на производство водки сегмента эконом, не могут поднять цену в одиночку из-за высокой конкурентной среды, а МРЦ ставит всех игроков в равные условия, резюмирует он. На это же указывает и представитель Алкогольной сибирской группы (бренды «Белая березка», «Хаски», «Пять озер» и проч.). По его словам, стоимость спирта и заемного финансирования постоянно увеличивается – без повышения МРЦ легальным производителям работать на рынке было бы не просто неэффективно, но еще и убыточно, отмечает собеседник «Ведомостей». Такая ситуация бы способствовала развитию серого рынка, отмечает Дробиз, так как себестоимость качественного товара выше, чем у контрафакта.

К спиртным напиткам крепостью выше 28 градусов относятся водка, ликер, ром, текила и проч., перечисляет Дробиз. В то же время 70% затрат россиян на алкоголь крепче 28 градусов, по его словам, – это именно водка. На данный момент МРЦ на этот продукт составляет 281 руб. за 0,5 л. То есть в случае повышения стоимость напитка превысит 302 руб., подсчитал он.

Тем не менее не стоит забывать, что доходы россиян, которые приобретают водку по базовой цене, не растут так же стремительно, как в последнее время растет МРЦ на этот продукт, рассказывает Кауфман. В «Татспиртпроме» (бренды «Ханская», Tundra, Graf Ledoff и проч.), например, говорят, что для потребителей лучшим вариантом будет повышение МРЦ на водку на уровне 3% (до 290 руб.). При более высокой отметке существенная часть покупателей может перейти на контрафактную продукцию или суррогат, отмечает Кауфман. Дробиз с такой позицией не согласен. Спрос на водку, по его мнению, не снизится: рост цен на 20 руб. за бутылку особо не скажется на расходах россиян.

Другие крупные производители крепких алкогольных напитков на запросы «Ведомостей» не ответили. Среди них – Stellar Group, «Башспирт», а также группа «Руст».