ОСК решила сменить гендиректора «Адмиралтейских верфей»

Ранее в вынужденный простой было отправлено 180 сотрудников завода
Веселов (на фото) был назначен врио гендиректора «Адмиралтейских верфей» в январе 2023 года/ admship.ru

В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) начались первые перестановки в топ-менеджменте верфей, после того как в октябре ВТБ получил 100% акций холдинга во временное управление. По словам источника в ОСК, в ближайшие дни своей должности лишится гендиректор входящих в корпорацию «Адмиралтейских верфей» (Петербург) Андрей Веселов. Собеседник уточняет, что решение уже принято советом директоров ОСК (его возглавляет президент – председатель правления ВТБ Андрей Костин).

Будущую отставку Веселова «Ведомостям» также подтвердили два источника, близких к ОСК и Минпромторгу соответственно. Собеседники говорят, что «знакомы с планами руководства корпорации по прекращению полномочий» топ-менеджера, который должен покинуть свой пост до конца декабря.

Один из собеседников утверждает, что причиной отставки стало «несоответствие Веселова требованиям нового руководства». «Первыми, с кем решили расставаться, становятся те руководители, кто не смог либо не захотел встроиться в новые требования к руководству предприятий», – сказал он.

«Ведомости» направили запросы в «Адмиралтейские верфи», ОСК, Минпромторг. В пресс-службе ВТБ переадресовали запрос в ОСК.

Источник обратил внимание, что с 1 декабря руководитель завода отправил в простой часть сотрудников верфи до конца года. Об отправке части персонала в простой в начале декабря писало петербургское издание 47news со ссылкой на приказ Веселова от 29 ноября. «Учитывая, что рядом большое количество судостроительных предприятий корпорации, которым всегда нужны квалифицированные кадры, решение Веселова выглядит как минимум удивительно», – считает источник «Ведомостей». По мнению собеседника, логичнее было бы не направить сотрудников «Адмиралтейских верфей» в простой, а перебросить на другие площадки ОСК в Санкт-Петербурге, где наблюдается дефицит кадров.

По информации 47news, простой продлится с 1 до 31 декабря «в связи со снижением объемов производства и отсутствием финансирования по заказам 01573, 01574 (дизельные подводные лодки «Вологда» и «Ярославль» проекта 677 «Лада». – «Ведомости»), а также с заменой поставщиков оборудования и необходимостью перепроектирования заказов 02484 и 02485 (траулеры «Капитан Юнак» и «Механик Щербаков», заказанные Русской рыбопромышленной компанией по программе «квоты под киль». – «Ведомости»).

Как устроена ОСК

В состав ОСК, учрежденной указом президента РФ в марте 2007 г., входит более 50 проектных КБ, судостроительных, судоремонтных и машиностроительных заводов, научно-исследовательских центров в 15 регионах страны. С момента создания ОСК построено и отремонтировано более 320 военных кораблей и гражданских судов. Численность сотрудников превышает 105 000 человек.

Источник «Ведомостей» на одной из верфей Петербурга утверждает, что более 200 сотрудников «Адмиралтейских верфей» сегодня работают на других заводах ОСК. По его словам, отправленные в простой 180 сотрудников – те, кого не удалось на время пристроить на другие заводы «в силу несоответствия специализации или уровня квалификации».

Источник в ОСК считает, что проблема – в отсутствии планирования, так как о снижении интенсивности работ на верфи было известно за несколько месяцев до отправки сотрудников в простой. «Если бы руководство завода заранее озаботилось проблемой, всех специалистов удалось бы в плановом порядке направить на другие предприятия ОСК», – уверен он.

Собеседник «Ведомостей» на одном из судостроительных предприятий Петербурга называет решение нового руководства ОСК «закономерным». По его словам, за год управления заводом Веселов испортил отношения со многими коллегами и подчиненными. «Сегодня на другие верфи пытаются перейти начальники цехов «Адмиралтейских верфей» – основной производственный костяк любого судостроительного предприятия. В этом контексте руководителя завода нужно снимать, в противном случае верфь придется собирать с нуля», – утверждает он.

Веселов был назначен врио гендиректора «Адмиралтейских верфей» в январе 2023 г. после смерти предыдущего гендиректора Александра Бузакова. От приставки «врио» он избавился в апреле, еще при бывшем гендиректоре ОСК Алексее Рахманове.

Летом 2023 г. с одобрения президента Владимира Путина было принято решение правительства о передаче 100% акций ОСК в управление банку ВТБ на пять лет. После этого начались перестановки в руководстве управляющей компании корпорации: председателем совета директоров стал Костин, его заместителем – Андрей Пучков (до этого работал заместителем предправления ВТБ). Пучков занял и должность гендиректора ОСК. В ноябре Костин на встрече с президентом РФ также рассказал о назначении нового заместителя гендиректора ОСК по военному кораблестроению, но фамилии не назвал.

Веселов трудился на «Адмиралтейских верфях» с начала 1990-х гг., где от строителя вырос до главного инженера. «Адмиралтейские верфи» – базовое предприятие судостроительной отрасли, центр неатомного подводного кораблестроения России. В строительстве сегодня находится две серии подводных лодок и серия патрульных кораблей ледового класса для ВМФ, а также серия больших морозильных рыболовных траулеров. Численность предприятия – более 7500 человек.

Последний доступный отчет «Адмиралтейских верфей» – по РСБУ за 2016 г., тогда предприятие получило 5,19 млрд руб. чистой прибыли и 44,93 млрд руб. выручки. ОСК отчетность на 2022 г. не публиковала, но Рахманов в июне говорил, что корпорация в 2022 г. получила около 20 млрд руб. чистого убытка при выручке 350 млрд руб.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает смену руководителя «Адмиралтейских верфей» ожидаемой. «Проблемы с финансированием заказов и проектированием рыболовных судов не зависели от руководителя завода. Но не удалось сохранить стабильность производственной деятельности, и пришлось отправить часть специалистов в простой в условиях, когда на рынке критически не хватает персонала. Это чревато тем, что некоторые сотрудники просто далее не выйдут на работу, а перейдут на другие судостроительные предприятия – Балтийский завод, «Северную верфь» и др.», – заметил эксперт.

Бурмистров полагает, что руководители других ключевых заводов, на которых наблюдаются проблемы, также могут быть заменены. «ВТБ предстоит большая работа. Необходимо стабилизировать производственную и финансовую деятельность, чтобы не допускать ситуаций, аналогичных той, что случилась на «Адмиралтейских верфях», – говорит он.