Розничные цены на бензин в России продолжают стабильно снижаться

Рост стоимости дизеля составил 0,4% из-за сезонного спроса
Андрей Гордеев / Ведомости

Цены на бензин на российских АЗС продолжают снижение, незначительно выросла лишь цена на дизельное топливо, следует из данных Росстата за предыдущий месяц. По данным ведомства, бензин с 13 ноября по 11 декабря дешевел: 1 л АИ-92 – на 0,6% до 50,14 руб., АИ-95 – на 0,7% до 54,74 руб., АИ-98 – на 0,2% до 68,09 руб. С начала года по 11 декабря бензин, по данным Росстата, в среднем подорожал на 7%.

Цена дизельного топлива за предыдущий месяц выросла лишь на десятые доли процента. Литр дизтоплива на российских АЗС за предыдущий месяц (с 13 ноября по 11 декабря) подорожал на 27 коп., или на 0,4% до 64,33 руб., следует из данных Росстата. Рост цены дизеля в рознице с 1 января по 11 декабря составил 9,9%.

В последний месяц бензин дешевеет на автозаправках на фоне снижения оптовых цен на СПбМТСБ. Тот же тренд в оптовом звене фиксируется по дизтопливу. Зимний дизель с 13 ноября по 11 декабря подешевел на 1,5% до 69 531 руб. за 1 т, межсезонный – на 8,4% до 53 728 руб. за 1 т, летний – на 9,2% до 54 149 руб. за 1 т, следует из данных биржи. Цена бензина также падает на СПбМТСБ, но более заметно. АИ-92 за этот период подешевел на 17,6% до 41 964 руб. за 1 т, а АИ-95 – на 12,1% до 46 620 руб. за 1 т. В среду, 13 декабря, оптовые цены на топливо немного подросли по сравнению с понедельником: 92-й бензин торгуется по 43 065 руб. за 1 т, 95-й – по 47 550 руб. за 1 т, летний дизель – по 55 657 руб. за 1 т, межсезонный – по 55 583 руб. за 1 т. Зимнее дизтопливо за последние два дня подешевело до 67 661 руб. за 1 т.

Цены на топливо в России стабилизируются, в большей части регионов страны в мелком опте они снижаются вслед за крупным оптом, сообщала пресс-служба правительства 11 декабря по итогам совещания у вице-премьера Александра Новака. По данным Минэнерго, которые приводила пресс-служба правительства, производство зимнего дизтоплива по итогам ноября 2023 г. выросло к уровню ноября 2022 г. (динамика не приводилась). Министерство должно согласовать с нефтяниками баланс производства зимнего дизеля до конца сезона спроса, т. е. до марта 2024 г.

Цены на моторное топливо начали расти летом на фоне увеличения так называемого серого экспорта нефтепродуктов – перепродажи за рубеж бензина и дизеля, купленных на бирже. Резкий рост оптовых цен привел к ускорению роста цен в рознице, который начал заметно обгонять инфляцию. В сентябре, когда котировки достигли новых максимумов (1 т бензина торговалась на СПбМТСБ по 70 000 руб., дизеля – по 73 000 руб.), правительство ввело временный запрет на экспорт бензина и дизеля. Он вступил в силу 21 сентября, но уже 6 октября был смягчен: НПЗ разрешили трубопроводные поставки. Сейчас остаются под запретом поставки за границу только зимнего дизтоплива.

Также в начале октября правительство ввело заградительную пошлину на экспорт нефтепродуктов для серых экспортеров в 50 000 руб. за 1 т и повысило нормативы биржевых продаж (на 2 п. п. до 15% для бензина и на 3 п. п. до 12,5% для дизеля). Кроме того, власти решили вернуть с 1 октября полные выплаты нефтяникам по демпферу (с 1 сентября они были сокращены вдвое). После этого цены в опте, а за ними и в рознице пошли вниз.

Цена нефтепродуктов в рознице в конце сентября сократилась впервые с весны этого года («Ведомости» писали об этом 5 октября). По данным Росстата, с 25 сентября по 1 октября цена АИ-92 снизилась на 0,4% до 51,41 руб. за 1 л, АИ-95 – на 0,5% до 56,16 руб. за 1 л, а дизтоплива – на 0,1% до 64,9 руб. за 1 л.

Рост цен на дизель в рознице объясняется двумя факторами, отмечает зампредседателя правления ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. Во-первых, доставка нефтепродуктов по железной дороге в этом году затягивалась, поэтому некоторые компании до сих пор торгуют топливом, которое купили в сентябре по высоким ценам. Ранее представитель РЖД заявлял «Ведомостям», что все заявки на перевозку нефтепродуктов на внутреннем рынке «принимаются в приоритетном порядке» (см. номер от 16 ноября). Рост сроков доставки в РЖД объясняли простоем цистерн у грузополучателей из-за «нехватки емкостей для хранения топлива».

Во-вторых, продолжает Гусев, Росстат не разделяет данные по видам дизтоплива, а не так давно началась торговля зимним дизелем. Этот вид топлива традиционно дороже межсезонного и летнего на 2 руб. за 1 л, уточняет Гусев. В результате средняя цена дизеля по статистике оказывается выше. Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман также обращает внимание на сезонный рост цен на дизель, который ежегодно наблюдается в ноябре – январе.

В центральной и южной части России обычно используется межсезонное дизтопливо, которым можно заправлять автомобиль при температуре до -15 градусов, напоминает Гусев. Но с наступлением холодов многие водители стараются перестраховаться и закупать зимний дизель, добавляет он. Проблем с его производством, несмотря на снятие запрета на экспорт летнего дизеля и авиакеросина (составляющие зимнего дизеля), по словам Гусева, нет. Цены на топливо скоро должны пойти вниз и на заправках, прогнозирует эксперт.

С ним соглашается ведущий аналитик Фонда национальной экономической безопасности Игорь Юшков. Он добавляет, что снижение цен на бензин в рознице произошло преимущественно за счет независимых АЗС, которые только сейчас получили объемы топлива, закупленные месяц назад по более низким ценам.

«Ведомости» направили запросы в Минэнерго и ФАС.