Ставки фрахта большегрузов с начала года выросли на треть

Спрос на перевозки превышает предложение из-за дефицита грузовиков и водителей
Евгений Разумный / Ведомости

Стоимость фрахта большегруза в декабре выросла в среднем на 34% к началу 2023 г. до 82 руб. за километр пути. Об этом свидетельствуют данные биржи грузоперевозок ati.su, с которыми ознакомились «Ведомости». Показатель рассчитывается для полностью загруженных автомобилей (Full truck load) массой свыше 12 т без учета НДС.

На направлениях из Москвы в крупнейшие города-миллионники динамика роста оказалась еще больше, следует из данных биржи. На 13 декабря средняя ставка аренды фуры на направлении из столицы в Казань составила 106 руб./км – это на 37% больше, чем в начале года. Ставка из Москвы в Санкт-Петербург на ту же дату – 96 руб./км (+27%), в Екатеринбург – 84 руб./км (+37%), в Новосибирск – 74 руб./км (+35%), в Красноярск – 82 руб./км (+44%), в Краснодар – 104 руб./км (+50%).

На обратных направлениях из этих городов в Москву ставка аренды большегруза существенно меньше, но она все равно выросла за этот год. Километр пути из Краснодара стоит 41 руб. (+6%), из Красноярска – почти 31 руб. (+13%), из Новосибирска – 27 руб. (+48%), из Екатеринбурга – 37 руб. (+11%) и т. д.

В этом году ставка аренды действительно сильно выросла – на 30–35% к 2022 г., подтверждает гендиректор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев. Все предыдущие годы услуга грузоперевозок, по его словам, «была недооцененной» и установившиеся на рынке ставки не позволяли перевозчикам вести маржинальный бизнес. «В 2023 г. перевозчики вошли в ситуации дефицита тягачей и полуприцепов, а также нехватки водителей. В течение года нивелировать эти проблемы не удалось, они лишь обострились, что оказало влияние на себестоимость перевозок. Вместе с тем отрасль столкнулась и с другими сложностями – в частности, с удорожанием топлива и индексацией утильсбора», – перечисляет топ-менеджер.

При текущих затратах перевозчиков действующая ставка является оправданной, полагает топ-менеджер. По прогнозу Ашуралиева, в 2024 г. она вырастет еще на 20–25%. Но тарифы на перевозки все равно растут значительно медленнее, чем себестоимость услуг с учетом приобретения новой техники, подчеркивает он.

С декабря 2022 г. ставки на наем грузового транспорта увеличились более чем на 30%, подтверждает источник «Ведомостей» в крупной логистической компании. В первую очередь это связано с ростом себестоимости перевозок, отмечает он. Также сказывается дефицит водителей большегрузов и нехватка транспортных средств по сравнению с количеством заявок на перевозки, говорит собеседник.

Стоимость доставки в полностью загруженных грузовиках напрямую зависит от расходов перевозчиков, на размер которых влияет целый ряд факторов, объясняет заместитель гендиректора по автоперевозкам компании «Траско» Александр Шилинчук. В 2023 г. в цене выросли топливо и запчасти, были проиндексированы тарифы системы «Платон» и проезд по платным дорогам, перечисляет он. Кроме того, с уходом ряда производителей грузовиков с российского рынка пополнять и содержать автопарк стало сложнее и дороже, отмечает собеседник.

По данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, компаниям остро не хватает техники: неудовлетворенный спрос на магистральные тягачи в этом году составил 59 451 шт., а в 2024 г. он достигнет 39 555 единиц.

Все это вкупе с дефицитом водителей приводит к росту административных и операционных расходов грузоперевозчиков, говорит Шилинчук. «Спрос на логистические услуги при этом продолжает расти, что связано с запуском новых промышленных и строительных проектов в стране, а также удлинением международных маршрутов после переориентации на восточное направление. Следствием является повышение фрахтовых ставок», – резюмировал он.

По данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, себестоимость перевозок по России в 2023 г. выросла на 30%. Помимо роста расходов на оплату труда водителей грузовиков и закупку, лизинг и обслуживание техники, это также связано с увеличением стоимости проезда по платным дорогам в 2,6 раза и топливных затрат на 5% по сравнению с 2022 г. По прогнозам ассоциации, себестоимость перевозок в 2024 г. может вырасти еще на 20%, а средняя ставка фрахта большегруза подняться с 82 до 96 руб. за километр пути.

Тарифная ставка на фрахт – один из основных показателей, на который ориентируется логистическая компания, принимая решение о способе доставки, говорит совладелец, замдиректора ПЭК Вадим Филатов. «Если в декабре ставки автоперевозчиков на конкретном направлении выросли в 2 раза, а железной дорогой можно доставить дешевле, укладываясь в заявленные клиентом сроки, логистическая компания выберет второй вариант», – отмечает он. Рост тарифов на автоперевозки связан с увеличением их себестоимости на 30% по сравнению с прошлым годом и высоким спросом на эту услугу, который подогревается дефицитом техники на рынке, считает Филатов.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров также оценивает рост стоимости перевозки грузов автотранспортом с начала года в 35–40%. Рост ставок связан с комплексом факторов: повышением стоимости топлива, ростом стоимости автомобилей и запчастей, критическим дефицитом водителей и ростом зарплат, перечисляет эксперт.

«Все это дополнительно усилилось в связи с тем, что сейчас порядка 1500 человек в день подписывают контракты с Минобороны, чтобы служить в зоне СВО (эти цифры приводил президент Владимир Путин на прямой линии 14 декабря. – «Ведомости»). Среди них достаточно много тех, кто может работать водителем. Кроме того, сократился приток трудовых мигрантов – это тоже актуально для некоторых сегментов автоперевозок», – добавил Бурмистров. Это привело к тому, что динамично растущий спрос не был поддержан ростом предложения, резюмировал он.

Самым болезненным фактором роста ставок является дефицит кадров, считает научный руководитель Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. По его данным, нехватка водителей грузовиков составляет порядка 150 000 человек. Если процесс не будет остановлен, то себестоимость перевозки будет дальше расти, но в рост цен на товары народного потребления, которые перевозят фуры, она пока не выльется, считает эксперт.

Одним из возможных решений проблемы Блинкин называет перевод чиновников и топ-менеджеров корпораций с личных водителей на абонементы на такси. По его оценке, сейчас в стране около 1 млн таких водителей и их частичное высвобождение и переучивание на грузовой транспорт поможет выправить ситуацию.