«Балтика» может заняться выпуском алкогольных коктейлей

Их продажи в последние годы резко выросли, отмечают эксперты
Петр Ковалев / ТАСС

Пивоваренная компания «Балтика» 16 февраля 2024 г. подала заявку на регистрацию логотипа для бренда Platina Latina по 32-му и 33-му классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) – для пива и крепкого алкоголя (водка, джин, ром, биттеры, алкогольные коктейли и т. д.), указано в базе Роспатента. С декабря 2023 г. по февраль 2024 г. по тем же 32-му и 33-му классам МКТУ «Балтика» подала заявки на регистрацию и других новых брендов (и текстовый товарный знак, и логотип), в частности Flash Up, T.G.R. Energy Force.

В 2023 г. компания зарегистрировала текстовый товарный знак Platina Latina – но только для пива, а также получила сертификат соответствия для его экспорта в страны Евразийского экономического союза. Ранее «Балтика» выпускала только пиво, в том числе безалкогольное и фруктовое, и безалкогольные энергетики (все эти товары относятся к 32-му классу «пиво»). Заявки на пивные бренды («Жигулевское», «Балтика 9» и проч.) обычно ограничивались лишь 32-м классом МКТУ.

«Балтика» регулярно изучает возможности запуска новых брендов в соответствии с требованиями рынка, сообщил «Ведомостям» ее представитель. Упомянутые варианты брендов сейчас действительно обсуждаются специалистами компании, оценивающими перспективы запуска этих сортов (слабоалкогольные напитки с добавлением пива и без. – «Ведомости»).

«Балтика», основанная в 1990 г., принадлежит датскому холдингу Carlsberg Group. Компания выпускает пиво под брендами «Балтика», Tuborg, Zatecky Gus, Kronenbourg 1664 и др., владеет заводами в Воронеже, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Туле, Хабаровске, Ярославле. В июле 2023 г. президент России Владимир Путин подписал указ о передаче «Балтики» во временное управление Росимуществу. В 2022 г. выручка «Балтики» по РСБУ увеличилась на 22% до 101 млрд руб., чистая прибыль за этот период составила 10 млрд руб., по данным «СПАРК-Интерфакса».

«Балтика» могла подать заявку на регистрацию логотипа бренда в обоих «алкогольных» классах действительно для выпуска новой для себя алкогольной продукции, считает владелец брендингового агентства Kaufman Станислав Кауфман. По его мнению, название Platina Latina больше подходит для текилы или экзотического пива. Также есть другие, более близкие к пиву сегменты, за счет которых можно расширить ассортимент: например, крепкое пиво или алкогольные коктейли, в том числе с пивом, добавляет эксперт.

Шансы на регистрацию комбинированного знака Platina Latina для коктейлей и крепких алкогольных напитков достаточно высоки, полагает заместитель руководителя практики товарных знаков компании «Онлайн патент» Виктория Макарова. При этом, как отмечает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин, сейчас действует несколько товарных знаков, используемых производителями крепкого алкоголя, с применением слов «платина», «золото», «серебро» («Золотая балка», «Платиновая коллекция» и т. п.). Но это не является препятствием для регистрации бренда Platina Latina, уточняет юрист.

По мнению директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, «Балтике» может быть интересен сегмент алкогольных коктейлей. Он вырос втрое за последние три года – до 200 млн л в натуральном выражении и более чем до 40 млрд руб. в денежном эквиваленте в 2023 г. Опережающий рост продаж в категории слабоалкогольных коктейлей (+40,6% в натуральном выражении) стал одним из самых ярких трендов на российском алкогольном рынке в 2023 г., отмечает представитель аналитической компании NielsenIQ. Но, как указывает Дробиз, поскольку с 1 мая 2024 г. акцизы на слабоалкогольные напитки увеличатся в 4 раза, в этом сегменте производство может снизиться примерно вдвое в ближайшие год-два. Для алкоголя крепостью менее 18% новая ставка установлена в 141 руб. за 1 л безводного этилового спирта в товаре.

У всей алкогольной группы товаров рост натуральных продаж происходит на фоне расширения ассортимента: в прошлом году он вырос на 3,7%, отмечает представитель аналитической компании NielsenIQ. По его словам, значимую роль в этом процессе играют новинки: за 2023 г. в индустрии спиртных напитков РФ появилось 1610 брендов. Некоторое время назад в Роспатент подавалось очень много заявок на регистрацию необычных этикеток и смелых названий для крафтового пива, а сейчас «полет фантазии» перешел на слабоалкогольные коктейли, добавляет творческий директор «Бюро названий» Вадим Дунаев.

О планах начать выпуск слабоалкогольных коктейлей сообщал производитель коньяка «Коктебель» и водки Medoff – Крымская водочная компания. «Башспирт» в прошлом году также подал несколько заявок в категории слабоалкогольных коктейлей, пива и газированных вод. Но пивовары чаще расширяли ассортимент в сторону безалкогольных напитков. В 2023 г. «Объединенные пивоварни» (ОПХ, бывший «Хейнекен») стали производить газировки и тоники (Royal Cola, Botanic Secret), Московская пивоваренная компания – лимонады, энергетики, питьевую воду (Bubl Dubl, No limit, Farenheit), а Stellar Group (традиционно выпускала водку, коньяки и другой алкоголь) начала выпускать питьевую воду Stellar Aqua.