В России выросли затраты на домашних животных

Больше всего на собак и кошек тратятся женщины
Максим Стулов / Ведомости

В 2023 г. затраты россиян на домашних животных выросли по сравнению с 2022 г. на 20 млн в «Сберспасибо» и составили 480 млн бонусов, говорится в исследовании компании, с которым ознакомились «Ведомости». Тенденцию подтверждают в федеральной ритейл-сети «Четыре лапы».

«Мы видим, что за последние два года заметно увеличилась доля не только тех, кто принял решение завести домашнее животное, но и ответственных хозяев, которые стараются обеспечить должный уход своему питомцу», – подчеркивает исполнительный директор «Четырех лап» Виктор Захаров. По его словам, животных стали чаще вакцинировать, обрабатывать от паразитов и водить к ветеринару и грумеру на регулярной основе. Владельцы стали внимательнее подходить к покупке средств дополнительной гигиены и предметов комфорта для питомцев, говорит Захаров.

Ежегодный прирост количества домохозяйств из одного человека, значительная часть которых является владельцами домашних животных в России, составляет порядка 400 000, следует из исследования «Infoline-аналитики», с которым ознакомились «Ведомости». Продолжается тенденция к увеличению количества домашних животных в семье, согласен Захаров: «Основной пик мы зафиксировали в 2020 г., когда большинство россиян перешли на «домашний офис».

По его словам, в январе 2021 г. почти четверть опрошенных клиентов компании отмечали, что завели домашнее животное в период с марта по май 2020 г. По состоянию на июль 2021 г. уже 30% респондентов ответили, что завели нового питомца в этот период.

Тренд роста трат на домашних животных закономерен, говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. В 2019 г. наша страна вошла в топ-5 мировых лидеров по количеству питомцев. Тогда домашние животные были у 68% семей, а двумя годами позже опросы показали, что уже 73% россиян держат дома хотя бы одного питомца, отмечает он.

«Параллельно с этим развивалась и pet-friendly инфраструктура: девелоперы активнее включали в свои проекты разнообразные площадки для выгула собак, а малый бизнес сконцентрировался на сервисе для четвероногих, пернатых и других любимцев», – говорит аналитик. Если раньше в России были в основном только ветеринарные клиники и аптеки, то теперь появилось множество грумерских салонов, «зверогостиниц» и т. д. А большие возможности для заботы о питомце вполне логично привели к увеличению трат на эту статью расходов, подчеркивает он.

Жители Санкт-Петербурга стали лидерами по тратам на домашних животных, они списали более 214 млн бонусов на зоотовары – это на 31 млн больше, чем годом ранее. В топ-10 регионов по тратам питомцев также вошли Москва (70,6 млн бонусов), Ленинградская (36,8 млн), Свердловская (24,1 млн), Ростовская (18,6 млн) области, Сахалин (14,6 млн), Подмосковье (14,5 млн); Новосибирская область (7,5 млн), Татария (7,4 млн) и Тюменская область (6,4 млн).

Женщины тратят на товары для животных в два раза больше, чем мужчины, – 317,7 млн бонусов и 162,5 млн бонусов соответственно. Но и расходы мужчин значительно увеличились – на 19 млн бонусов по сравнению с 2022 г., говорится в исследовании. Чаще всего покупки в этой категории совершают люди в возрасте от 25 до 44 лет – за год они списали более 251 млн бонусов на корма, игрушки, миски и другие зоотовары.

Общие же списания бонусов по всем категориям товаров за последний год выросли более чем вдвое: 140 млрд бонусов потратили в 2023 г., а в 2022 г. – 60 млрд, добавил представитель «Сберспасибо».