«Вкусвилл» может запустить новую сеть общепита

Продуктовый ритейл отъедает рынок у кафе и ресторанов, отмечают эксперты
Максим Стулов / Ведомости

Структура продуктовой ритейл-сети «Вкусвилл», ООО «Проектный офис», 4 марта 2024 г. создала новое юрлицо – ООО «Римляне». Его основной профиль – деятельность ресторанов и кафе, следует из данных «СПАРК-Интерфакса», с которыми ознакомились «Ведомости». 80% долей новой компании принадлежит «Проектному офису», а 20% – генеральному директору ООО «Римляне» Георгию Королеву.

В середине декабря 2023 г. АО «Вкусвилл» также подало на регистрацию бренда «Rимляне» по классам «услуги кафе» и «торговля онлайн», вероятно для доставки блюд.

Представитель «Вкусвилла» подтвердил, что компания тестирует новый проект в общепите, но подробностей не раскрыл.

Ранее «Вкусвилл» запустил проект темных кухонь «Сгоряча» (dark kitchens – формат общепита, работающего только на доставку) в виде кафе на фудкортах в нескольких торговых центрах Москвы. Также в 2023 г. компания приобрела сеть семейных кафе «Андерсон» у ее основательницы Анастасии Татуловой. По оценкам экспертов, покупка обошлась продуктовой сети в 600–800 млн руб.

Проекты в общепите у «Вкусвилла» могут быть привлекательными в качестве отдельного формата кафе, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, «Вкусвилл» пользуется высоким уровнем лояльности и использование именно этого бренда могло бы дать серьезный импульс развитию. Но, возможно, в процессе тестирования или по мере перехода от пилота к масштабированию появится дополнительная идентификация, которая свяжет бренд «Rимляне» с «Вкусвиллом», рассуждает эксперт.

«Скорее всего, это будет сеть кафе, какой-то легкий формат», – считает президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. По его словам, приход ритейла на этот рынок очень чувствителен для ресторанной отрасли. Помимо потери части выручки, кафе и рестораны испытывают отток поваров и другого персонала при уже существующем дефиците кадров, поясняет он.

Бухаров признает, что формат совмещения кафе и продуктового магазина очень выгоден ритейлу, тем более что покупатели все меньше хотят готовить самостоятельно и все чаще предпочитают готовый перекус. Также он напоминает, что подобный симбиоз торговых форматов и услуг кафе – мировой тренд, но ресторанам реализовывать аналогичные форматы (как это делает, например, сеть кафе с магазинами «Моремания») гораздо сложнее.

Собственные полноценные кафе или веранды при магазинах также есть у «Азбуки вкуса», «Глобуса», «Ленты», «Перекрестка» и «Магнита». Оборот российского рынка общепита в 2023 г. показал заметный прирост в 15% и достиг 4–4,2 трлн руб., по оценке Infoline.

«Вкусвилл» основан в 2012 г. Андреем Кривенко. Сейчас сеть ритейлера насчитывает более 1800 магазинов в 152 городах России. Оборот сети в 2023 г. увеличился на 27% до 297,5 млрд руб. В экосистему «Вкусвилла», помимо магазинов у дома, входят микромаркеты, вендинги, готовые рационы, кейтеринг, проекты «Кофе с собой» и «Сгоряча», а также семейные рестораны «Андерсон».