Продажи дорожно-строительной техники в России в 2023 году выросли на треть

Дальнейшее развитие рынка будет во многом определяться ключевой ставкой ЦБ
Андрей Гордеев / Ведомости

Рынок дорожно-строительной (ДСТ) и специальной техники в России по итогам 2023 г. вырос на 30% до 51 502 единиц. Об этом говорится в сообщении от 19 марта Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). 

Ассоциация в 2024 г., как отмечается в релизе, изменила подход к оценке объема рынка. Теперь агрегированные показатели включают не только статистику производителей, входящих в профильный комитет АЕБ, но также данные об импорте техники из Китая и Белоруссии и сведения от отечественных производителей. 

По данным АЕБ, продажи экскаваторов-погрузчиков в РФ за прошлый год выросли в 2,2 раза до 9879 штук, гусеничных экскаваторов – на 21% до 13 765 единиц, погрузчиков с бортовым поворотом – тоже в 2,2 раза до 6418 штук, колесных погрузчиков – на 1% до 13 081 единицы техники, колесных экскаваторов – в 1,7 раза до 2452 штук, самоходных грейдеров – на 1% до 1718 единиц.

Снижение продаж наблюдалось по гусеничным тракторам – на 10% до 3200 единиц и самосвалам с жесткой рамой – на 9% до 989 штук, следует из данных АЕБ. 

Ассоциация отмечает, что в целом рынок ДСТ и спецтехники растет благодаря увеличению объемов строительства в стране, реализации инфраструктурных проектов, положительной динамике в металлургии и добывающих отраслях. Увеличение продаж также обусловлено ростом производства российской дорожно-строительной техники и перезапуском ряда производств после перестройки логистики, указывают в АЕБ.

Лобби отечественных машиностроителей – ассоциация «Росспецмаш» – оценивала выпуск отечественной ДСТ в 2023 г. в деньгах на уровне 90 млрд руб., что на 19% больше, чем в 2022 г. («Ведомости» писали об этом 24 января). Из этого объема на внутренний рынок было отгружено техники на 84 млрд руб. (+15%). «Росспецмаш» собирает данные компаний, производящих 80% всей ДСТ в России. В штучном выражении ассоциация данные традиционно не раскрывает. 

Как следует из статистики производства российской техники за предыдущие кварталы, темпы роста выпуска ДСТ в стране замедляются последние полгода. 

Спрос по основной номенклатуре дорожно-строительной и спецтехники был провальным в 2022 г. из-за низких показателей по внутреннему производству и проблем с логистикой, напоминает гендиректор профильной ассоциации «Спецавтопром» (входит более 80 предприятий, выпускающих ДСТ, самоходную, специальную технику) Денис Кудрявцев. Кроме того, в 2023 г. требовалось много строительных и других специальных машин для завершения автотрассы Москва – Казань и работ по «Силе Сибири – 2», отмечает он.

По словам Кудрявцева, рынок ДСТ в 2024 г. скорее всего останется на уровне прошлого года или «будет чуть ниже». Во многом динамику рынка, по его словам, будет определять размер ключевой ставки: ее сохранение Банком России на текущем уровне в 16% будет означать конечную стоимость лизинга спецтехники в 35-42% ее стоимости, что для многих подрядных организаций неприемлемо.