Госсектор в 2023 году стал тратить больше денег на закупку автомобилей

Чиновники и госкомпании не спешат отказываться от импортных машин
Ведомости

Госзакупки новых и подержанных легковых автомобилей в России в прошлом году выросли в денежном выражении на 17% по сравнению с 2022 г. и достигли 36,5 млрд руб. Такие данные содержатся в публичной части госзакупок, их для «Ведомостей» собрала поисково-аналитическая система «Тендерплан». Общая сумма рассчитана исходя из начальных максимальных цен контрактов в тендерах, проведенных в 2022 и 2023 гг.

Количество тендеров на закупку легковых машин в прошлом году снизилось на 6% и составило 6647, следует из данных «Тендерплана». При этом большая часть из них – 5395 заявок на 24,5 млрд руб. – была разыграна в рамках 44-ФЗ для нужд государственных и муниципальных учреждений. Средняя цена контракта на поставку автотехники в 2023 г. выросла на 18% в годом выражении до 5,2 млн руб.

Наибольшей популярностью у чиновников и госкомпаний в 2023 г. пользовалась отечественная продукция «АвтоВАЗа». Госзакупки машин Lada за прошлый год выросли на 23% в деньгах до 8,1 млрд руб. При этом количество тендеров увеличилось лишь на 11% до 2807. На 2-м месте по объему закупок оказался отечественный «УАЗ», на такие машины выставили тендеров на 5 млрд руб. При этом в денежном выражении продажи снизились к 2022 г. на 14%. В 2023 г. по «УАЗам» было разыграно на один тендер меньше по сравнению с 2022 г., всего было размещено 1349 заявок.

Таким образом, доля российских национальных автопроизводителей – «АвтоВАЗа» и УАЗа – составила в 2023 г. в общем объеме госзакупок в деньгах около трети против примерно четверти годом ранее.

В прошлом году резко выросли госзакупки китайских автомобилей Haval: почти в 5 раз в деньгах (до 2,2 млрд руб.) и в 3,4 раза в количестве разыгранных тендеров (295). Это обеспечило компании 3-е место по объемам закупок легковых машин для госнужд. Представленная в России модельная линейка бренда выпускается на заводе компании в Тульской области.

На 4-м месте оказалась японская Toyota. Реализация этих машин через механизм госзакупок в прошлом году снизилась на 18% в деньгах до 1,7 млрд руб. и на 22% в количестве тендеров (229). Седан бизнес-класса Toyota Camry был традиционно одним из самых востребованных автомобилей у чиновников и государственных менеджеров. В 2022 г. после начала СВО на Украине японский концерн перестал выпускать машины на своем заводе в Санкт-Петербурге, а весной 2023 г. передал его подведомственному Минпромторгу госинституту НАМИ.

Помимо Toyota для госнужд приобретались и другие ушедшие с российского рынка автобренды: Hyundai, Kia, Renault, Volkswagen. Суммарно объемы госзакупок машин этих пяти производителей снизились в прошлом году на треть до 4,3 млрд руб. Тем не менее их совокупная доля все еще остается существенной даже в сравнении с основными бенефициарами этого механизма – российскими национальными автоконцернами.

При этом не менее востребованные у российской управленческой элиты автомобили большой немецкой тройки Audi, BMW, Mercedes (за исключением, может быть, последнего) почти полностью ушли из публичной части госзакупок. Всего в прошлом году было разыграно лишь 15 тендеров на Mercedes на общую сумму 146 млн руб. (+6%).

Вместе с тем госзакупки импортных китайских автомобилей Geely, Great Wall, Chery, Exeed, Changan и GAC выросли за прошлый год почти в 3 раза в деньгах на низкой базе 2022 г. На приобретение таких машин госучреждения и компании с госучастием потратили 1,15 млрд руб. Но их доля в общем объеме тендеров по наиболее популярным маркам остается небольшой. Для сравнения: один «Москвич» (китайский JAC) продал в 2023 г. через госзакупки машин на 1,1 млрд руб. – почти в 4 раза больше, чем годом ранее.

Президент России Владимир Путин неоднократно обращал внимание на то, что чиновники должны ездить на автомобилях российского производства. В последний раз такое заявление прозвучало на встрече главы государства с руководителями предприятий обрабатывающей промышленности в августе прошлого года. В октябре Минпромторг подготовил список рекомендованных для использования госслужащими машин. В него вошли Lada, «Москвич», Aurus, Evolute, «УАЗ» и Haval. В феврале 2024 г. ведомство расширило его продукцией «Автотора» и Citroen производства компании «Автомобильные технологии».

Рекомендации президента прозвучали лишь во второй половине 2023 г. и перемены в этой части не могут случиться мгновенно, говорит гендиректор «Тендерплана» Максим Кузнецов. Часть госзакупок 2023 г. по европейским брендам автомобилей могла прийтись на первое полугодие, допускает он. Кроме того, госзакупки, по его словам, размещаются «в соответствии с заранее утвержденным планом-графиком».

Рост спроса на иностранные авто, в том числе китайские машины, Кузнецов связывает с потребностью госслужащих «иметь альтернативу российскому автопрому», которому потребуется какое-то время, чтобы начать полностью удовлетворять возросший спрос. Напомним, что «АвтоВАЗ» в 2023 г. вынужден был снизить изначальный прогноз производства в размере 400 000 автомобилей на 10%. В итоге компания выпустила 374 077 машин.

В 2022 г. многие госструктуры были не готовы заниматься обновлением автопарков из-за начала СВО на Украине, возникшей неопределенности, дефицита машин и роста цен, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В 2023 г. этот отложенный спрос начал постепенно реализовываться, отмечает он. По словам эксперта, автомобили европейских, японских и корейских брендов будут постепенно вымываться из госзакупок за счет расширения производства отечественных брендов и локализации китайских машин.

В прошлом году средняя стоимость автомобиля продолжала расти, фактические объемы продаж по госзакупкам вряд ли могли подняться столь существенно, говорит автоэксперт Владимир Беспалов. По его словам, поставки автомобилей «привычных россиянам марок» могли осуществляться из остатков на складах дилеров и дистрибуторов.