Российское подразделение Gucci показало убыток в 1,7 млрд рублей

Чтобы покрыть часть долгов по аренде, компания продала стоки, говорят эксперты
Магазины многих модных брендов из недружественных стран в России закрыты, но расторгать аренду компаниям слишком дорого/ Наташа Шарапова / Ведомости

Чистый убыток российского подразделения люксового бренда Gucci «Гуччи рус» по РСБУ за 2023 г. составил 1,71 млрд руб., а годом ранее – 1,55 млрд руб. (в 2021 г. компания получила прибыль в 327 млн руб.). Выручка в прошлом году составила 1,02 млрд руб., что чуть больше 2022 г. – 955 млн руб., хотя и в 5 раз меньше, чем в 2021 г. (5 млрд руб.). В компании не ответили на запрос.

Входящий во французскую Kering Group люксовый бренд Gucci в 2022 г. приостановил продажи в России, как и другие марки в портфеле группы (Yves Saint Laurent, Bottega Veneta, Balenciaga, Alexander McQueen, Brioni). Но компания не стала ликвидировать юридическое лицо «Гуччи рус», сократив штат со 129 человек до 16 в последний год, следует из данных «СПАРК-Интерфакса».

Под брендом Gucci выпускается обувь, одежда, изделия из кожи, часы, ювелирные изделия, парфюмерия и другие товары. С 5 марта 2022 г. Gucci приостановила работу магазинов и операции по реализации товаров в розницу на территории России.

Но два источника «Ведомостей» среди консультантов по недвижимости сообщили, что Gucci продолжает торговлю вне собственной розницы. Так, один из собеседников «Ведомостей» рассказал, что компания продолжает ввоз товаров в Россию строго в рамках санкционного законодательства – косметики и парфюмерии стоимостью до 300 евро – для продажи через мультибрендовую розницу и в дьюти-фри зонах аэропортов. Второй собеседник указал на то, что с кем-то из арендодателей компания могла частично расплатиться по аренде, уступив им стоки.

Gucci закрыла pop-up проект в ЦУМе, подтвердила старший директор CORE.XP Марина Малахатько. О том, что Gucci реализовала свой сток, знает также консультант по торговой недвижимости Анна Савенко. Товары из коллекций Gucci можно найти, например, в продаже в ЦУМе, ГУМе и Bosco, убедились «Ведомости». В Mercury Group и Bosco не ответили на запросы.

Продажа стоков могла снизить убыток бренда в 2023 г., но не компенсировала затраты на аренду площадей. Как поясняет Малахатько, Gucci расторгла те арендные контакты, из которых можно было выйти (например, на магазин на Кутузовском проспекте), но, если договор должен длиться три года и более, ритейлеры обычно платят за досрочное расторжение штраф в размере арендной платы за 12 месяцев и более. Разорвать контракт на флагманские магазины в центре Москвы зарубежные бренды зачастую просто не могут, добавляет эксперт.

Она объясняет это тем, что владельцы недвижимости сделали очень дорогостоящую реконструкцию и ремонт с учетом пожеланий арендаторов, а потому заложили в контракт запрет на досрочное расторжение. Поэтому, например, Gucci не может отказаться от флагмана на Петровке и, скорее всего, продолжит платить аренду за закрытое помещение и в этом году. Ситуация может измениться, если собственник согласится расторгнуть договор. В той же ситуации находится и Chanel, арендовавшая флагман в бизнес-центре «Женевский дом», напоминает Малахатько.

Торговые точки Chanel также больше не указаны в крупных ТЦ «Афимолл», «Европейский», «Метрополис», «Мега Теплый Стан», писал «Коммерсантъ». Судя по отчетности, ООО «Шанель» зафиксировало выручку по РСБУ в 999,6 млн руб. в 2023 г. и чистый убыток в 7,68 млрд руб. По данным источников «Ведомостей», Chanel в прошлом году реализовывала стоки косметики.

Доля приостановивших свою деятельность магазинов сегодня составляет менее 1% от всего объема арендуемых площадей на рынке торговой недвижимости, говорит руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай. Но почти треть люксовых брендов (27%) до сих пор занимают торговые пространства, т. е. исполняют арендные обязательства. В числе таких брендов Chanel, Gucci, Tiffany & Co, Van Cleef & Arpels, Bulgari на Петровке, Dior, Fendi, Cartier, Prada, Hermes, напоминает Ногай.