Средняя стоимость флакона духов в России выросла почти на четверть

Магазины подняли цены из-за высокого спроса, а покупатели предпочитают брать большие объемы
Максим Стулов / Ведомости

Средняя цена всех видов духов в России в I квартале 2024 г. составила 1830 руб. за флакон. Это следует из отчета Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ; оператор системы маркировки «Честный знак»), с которым ознакомились «Ведомости».

По данным аналитиков, это на 23% выше аналогичного показателя за IV квартал 2023 г., когда флакон в среднем обходился покупателям в 1483 руб. В сравнении с январем – мартом прошлого года стоимость флакона снизилась на 5%.

В этом году произошел серьезный рост стоимости парфюмерии квартал к кварталу: в январе – марте прошлого года цена снизилась к предыдущему кварталу на 1,6%, за первые три месяца 2022 г. – выросла на 10%. Но стоимость флакона была выше, чем в этом году, – 2111 и 2291 руб. за штуку соответственно.

Всего за первые три месяца в России было произведено 6,1 млн флаконов духов. Ввезено в нашу страну за этот период 2,4 млн флаконов. То есть 71% рынка приходится сейчас на отечественные бренды.

Ощутимый рост цен в I квартале 2024 г. к последнему кварталу прошлого года опрошенные «Ведомостями» эксперты объясняют повышенным спросом на духи.

Крупные международные производители парфюма, например Dior, Givenchy, Kenzo, Lancome и проч., прекратили свою деятельность в России еще в 2022 г., напоминает председатель организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов. Освободившуюся нишу, по его словам, начали занимать отечественные бренды и производители из стран Евразийского экономического союза (помимо России входят Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия), а также других дружественных государств.

На Ozon в топ наиболее покупаемых брендов женских духов в I квартале 2024 г. вошли арабский Lattafa Perfumes, турецкий Shaik, российский «Новая заря», сообщил «Ведомостям» представитель маркетплейса. На Wildberries, по данным его представителя, чаще всего покупали российские Hi Do Aroma, V.V. Parfum, арабские Al Rehab, Arab Emirates Parfum и др.

Павлов считает, что у россиян за прошедшие два года (с момента введения санкций и ухода брендов из недружественных стран) сформировалось доверие к новым парфюмерным брендам, поэтому они начали охотнее приобретать их.

С ним соглашается руководитель товарной группы ЦРПТ Анна Петрушина. Она добавляет, что россияне в этом году на «гендерные» праздники (8 марта и 23 февраля) стали чаще покупать в подарок духи. Тренд на рост спроса на парфюмерную продукцию в текущем году подтвердили «Ведомостям» представители сети «Л’Этуаль» и маркетплейса Ozon. Продажи такой продукции в сети «Л’Этуаль» в I квартале 2024 г. в натуральном выражении выросли более чем на 15% к тому же периоду прошлого года, на Ozon на 108%. Абсолютных значений они не предоставили.

Всего с января по март 2024 г. россияне, по данным ЦРПТ, потратили на парфюмерию 46,5 млрд руб., из них на духи 5,3 млрд руб.

Возросший спрос, отмечает Петрушина, спровоцировал повышение средних цен на этот товар. Кроме того, по ее словам, потребители стали приобретать флаконы большого объема (от 50 мл и более), которые в среднем стоят дороже.

Член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Анна Дычева-Смирнова добавляет, что отпускные цены повысили также производители духов – на 7% и более к предыдущему кварталу. По ее словам, это связано с ростом издержек на выпуск продукции – увеличилась стоимость стекла, упаковки, сырья. Импортеры, по ее словам, в прошлом году столкнулись с ослаблением курса рубля, а также ростом стоимости логистики, что также повлияло на контракты с поставкой в начале 2024 г.

Волатильность рубля также отражается на цене российских духов, говорит представитель российской Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены. «Сырье для отечественных предприятий, как правило, закупается за рубежом (в Китае, Турции, Индии, ОАЭ и других странах), так как собственных ингредиентов для выпуска парфюмерии в нашей стране почти нет», – отмечает он.

От этих же факторов – курса валют, стоимости ингредиентов для выпуска косметики и логистики – будет зависеть, изменятся ли цены в этом году и насколько сильно, отмечает представитель дистрибутора парфюмерной продукции Brocard Group. Последний раз в компании повышали цены в 2023 г. – от 4 до 17% в зависимости от товарной позиции, уточнил собеседник.

Стоимость духов Siberian Wellness за последние 12 месяцев в среднем увеличилась на 5%, сообщила директор по маркетингу компании Наталья Еромчик. Она добавила, что компенсировать недополученную выручку на российском рынке из-за волатильности рубля позволяют продажи продукции в странах Европы и Азии.

В пресс-службе производителя парфюмерии «Новая заря» на запрос «Ведомостей» не ответили. Представители сетей «Магнит косметик» и «Золотое яблоко» от комментариев отказались.