27 апреля 2005 г. широкофюзеляжный пассажирский самолет A380 европейского концерна Airbus совершил первый испытательный полет. Двухпалубный лайнер был спроектирован как «рабочая лошадка» для хабовой системы (вмещает до 853 пассажиров), но из-за трансформации рынка авиаперевозок превратился в символ роскоши. Сейчас его основным эксплуатантом выступает Emirates. Как создавался и чем прославился гигант – в галерее «Ведомостей».
Imago / tass
Airbus приступил к разработке крупнейшего самолета в начале 1990-х. Проект стал ответом европейского концерна на доминирование американского Boeing в сегменте широкофюзеляжных лайнеров. Для этого было решено построить полностью двухпалубный борт (у Boeing-747 верхняя палуба расположена только в знаменитом «горбе»).
Christophe Ena / AP Photo
Будущий гигант получил номер 380, хотя предыдущая модель Airbus по счету была 340-й. Использование цифры 8 объяснялось тем, что она напоминает поперечное сечение самолета. Кроме того, восьмерка считается счастливым числом во многих странах Азии, ставших первыми заказчиками.
picture alliance / tass
A380 оснащен четырьмя турбовентиляторными двигателями (Rolls-Royce Trent 900 или Engine Alliance GP7000 в зависимости от модели). Длина лайнера составляет 72,7 м, размах крыла – 79,8 м, что делает его крупнейшим пассажирским самолетом в мире.
Lee Jin-man / AP Photo
Максимальная взлетная масса гиганта достигает 575 т. Лайнер рассчитан на перевозку 853 пассажиров экономкласса или 555 пассажиров в конфигурации с тремя классами комфортности. По данным Airbus, A380 является самым экономичным самолетом в своем сегменте, расходуя 3 л топлива на одного пассажира на 100 км. Максимальная дальность полета – 15 400 км.
Fred Scheiber / AP Photo
Детали для A380 производились в 30 странах. Основные структурные секции выпускали Франция, Германия, Испания и Великобритания. Окончательная сборка осуществлялась в Тулузе. Для покрытия обшивки одного лайнера требовалось 3600 л краски.
Francois Mori / AP Photo
Первый испытательный полет состоялся 27 апреля 2005 г. Тестирование выявило необходимость усиления конструкции крыла, что задержало сертификацию. 4 сентября 2006 г. A380 совершил первый полет с пассажирами на борту, а 25 октября 2007 г. – первый коммерческий рейс между Сингапуром и Сиднеем. Билеты на него были распроданы за считанные минуты.
IMAGO / TASS
В противовес Boeing-747, который называли Jumbo (с англ. – «гигант»), новинка получила прозвище Super Jumbo (с англ. – «супергигант»). Крупнейшим заказчиком A380 стала авиакомпания Emirates (ОАЭ), в парке которой насчитывается 119 лайнеров.
IMAGO / TASS
Эксплуатанты оснащали A380 барами, магазинами, двуспальными кроватями, зонами отдыха, SPA и другими удобствами. Например, авиакомпания Etihad (ОАЭ) оборудовала на борту «резиденции» – трехкомнатные люксы с персональным стюардом.
Kamran Jebreili / AP Photo
Изначально Airbus планировал выпустить 1200 лайнеров A380. В концерне рассчитывали, что гигант будет использоваться для доставки пассажиров в крупные хабы. Однако рынок авиаперевозок стал развиваться иначе – в сторону доставки пассажиров сразу в конечную точку. Для таких перелетов выгоднее использовать узкофюзеляжные самолеты. В результате авиакомпании стали позиционировать гигант как символ роскоши. В 2021 г. на фоне падения спроса концерн прекратил производство A380, собрав всего 251 самолет.