Алекперов призвал прекратить постоянные реформы налоговой системы в России

Инвесторы нуждаются в стабильности российской налоговой системы, а не в ее постоянных изменениях, считает президент крупнейшей российской частной нефтяной компании ОАО "Лукойл" Вагит Алекперов.

"Я тоже не согласен с этими сценариями, потому что мы всегда все привязываем к цене на нефть, к социальным программам, которые сегодня реализует правительство. Я глубоко убежден, что цена на нефть не самый определяющий показатель", - сказал Алекперов в интервью телеканалу Russia Today, комментируя представленные в Давосе сценарии развития России.

Алекперов напомнил, что в настоящее время российские нефтяные компании реализуют масштабную программу модернизации НПЗ с объемом инвестиций в ближайшие восемь-девять лет около $100 млрд. По его словам, таким образом Россия может стать не только крупнейшим экспортером нефти, но и нефтепродуктов.

"Вот эти программы требуют одного - законодательной стабильности. При начале их формирования и при завершении их формирования нельзя постоянно менять правила игры. Отсюда сомнения инвесторов, в том числе и российских. Потому что, начиная какую-то программу, мы должны быть уверены, что экономические параметры, изначально заложенные в ней, будут действовать достаточно большой период времени, чтобы можно было и окупить свои инвестиции, и получить доходность", - заметил он.

Алекперов призвал прекратить "возвращаться постоянно к изменению налоговой системы".

"Мы постоянно болеем одним: постоянно сомневаемся в том, совершенна ли наша налоговая система или не совершенна, стимулирует ли она или не стимулирует, - законы должны быть стабильными. И законы могут меняться только от критической ситуации. Сегодня нет критической ситуации, сегодня действие экономических законов должно быть стабильным в большом периоде времени. Это дает и гарантии", - сказал президент "Лукойла".

В Давосе были представлены три сценария возможного развития России - все негативные. В первом сценарии рассматривается вариант, когда инициаторами политических и экономических перемен являются неожиданные источники. Реформа институтов в основном проводится на уровне субъектов на фоне застойных процессов в центральных институтах власти страны. При этом в качестве серьезных рисков для России названы перетоки капитала и изменения в мировом энергетическом ландшафте. В частности, речь идет о прогнозируемом увеличении поставок нефти со стороны других стран, в том числе из Ирака. Подорвать позиции России на глобальном энергетическом рынке также может развитие нетрадиционных источников природного газа, в том числе развитие технологий добычи сланцевого газа. Главную неопределенность для российских властей, по мнению экспертов форума, представляет будущий уровень цен на энергоресурсы.

В сценарии, который предполагает сохранение высоких цен на нефть и газ, говорится о том, что такое развитие событий может привести Россию к "удовлетворенному бездействию в отношении институциональных реформ". Согласно этому сценарию, значительная часть российского общества получает более высокие доходы, однако социальное недовольство также растет: в связи с неэффективными действиями государственных служб и постоянно растущим бюрократическим аппаратом.

В третьем сценарии, который строится исходя из возможного снижения мировых цен на нефть до уровня ниже $60 за баррель, правительство вынуждено укреплять механизмы контроля над экономикой, используя государственные предприятия в качестве вектора бюджетных расходов на социальные нужды.