Индия может повысить импортную пошлину на бриллианты до 5%

Правительство Индии, являющейся крупнейшим в мире центром огранки алмазов, планирует повысить с 2% до 5% импортную пошлину на бриллианты, сообщает Rapaport.

Повышение пошлины, о котором может быть объявлено на этой неделе, преследует цель поддержки мелких производителей бриллиантов. В индийском регионе Сурат обрабатывается около 70% добываемого в мире алмазного сырья (по массе), в отрасли занято около 2 млн человек. Индийские огранщики, как правило, специализируются на мелких камнях.

Рост импорта бриллиантов в Индию создает угрозу для местных производителей, многие из которых не в состоянии поддерживать свой бизнес, заявил председатель Индийского совета по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий Випул Шах.

В то же время эта мера может повредить местным производителям ювелирных изделий, хотя их интересы защищены благодаря схеме поддержке экспорта, отмечает Rapaport.

Индийские импортные пошлины на бриллианты - важный инструмент регулирования спроса и цен на алмазном рынке. До введения в январе 2012 г. 2%-ной импортной пошлины на бриллианты индийские диамантеры активно прибегали к так называемому "круговому обороту" бриллиантов. В ходе этой операции индийские диамантеры использовали в целях спекуляций банковские средства, предназначенные для приобретения алмазного сырья и производства. Одна и та же партия бриллиантов оформлялась для экспорта и импорта несколько раз, что позволяло компании-производителю каждый раз привлекать банковское финансирование.

В итоге экспорт партии бриллиантов на сумму $10 млн мог сгенерировать банковское финансирование в объеме около $50 млн в течение 90-120 дней. Статистика крупнейшего рынка бриллиантов искажалась - валовой экспорт Индии некоторое время назад был равен полуторному объему мирового производства бриллиантов и более чем в 2 раза превышал собственное производство бриллиантов в Индии. Полученные от банков средства индийские диамантеры тратили на закупки сырья, создавая спрос, не подкрепленный реальным производством и вытесняющий с рынка конкурентов.