У "Аэроэкспресса" возникли проблемы по поставкам двухэтажных поездов из-за курса евро

ООО "Аэроэкспресс" в ближайшее время рассчитывает найти решение валютного вопроса в контракте на поставку двухэтажных электричек швейцарского концерна Stadler, выраженном в евро. "У нас сам кредит в рублях. Но сейчас [валютная] проблема есть, и мы ею занимаемся, какие-то решения будут. Пока не хочется говорить. Еще недели две", - заявил журналистам генеральный директор российской компании Алексей Криворучко в четверг в Москве, отвечая на вопрос, нет ли у компании сложностей с обслуживанием договора в связи с ростом курса европейской валюты.

"Разные варианты могут быть. Что-то можно, может быть, растянуть по времени - в несколько этапов сделать", - добавил он, подчеркнув, однако, что "пока ничего не меняется" и перевозчик "смотрит, что будет дальше".

При этом, говоря о возможности получения средств фонда национального благосостояния (ФНБ), Криворучко отметил, что "такой вариант не исключен: компания уже подала соответствующую заявку, Министерство экономического развития ее рассматривает". "Может быть комбинация источников, потому что ситуация сейчас меняется - курс, деньги, длина денег", - сказал топ-менеджер.

В то же время он исключил вариант продажи владельцами долей в перевозчике для финансирования проекта. "Компанию продавать мы точно не будем", - подчеркнул он, добавив, что у "Аэроэкспресса" "есть еще прилично времени", чтобы решить вопрос с финансированием контракта. В этой связи он также отметил, что российская компания уже заплатила швейцарской по контракту аванс в 4 млрд руб.

Исполнительный вице-президент Stadler Питер Йенелтен в свою очередь заявил, что в случае возникновения проблем, связанных с оплатой поездов, швейцарский концерн будет открыт для переговоров по этой проблеме. "Мы будем садиться за стол переговоров. Stadler известен тем, что всегда готов найти совместно устраивающий компромисс. Посмотрим - мы прагматичные люди", - сказал он.

При этом пока Йенелтен не видит критических рисков в оплате заказанных составов. "Я исхожу из того, что поезда нужны, пассажиры однозначно будут. Мы понимаем, конечно, что рост будет не такой, как в последние годы, но рост все равно будет. И на сегодняшний день мы не видим никаких признаков того, что "Аэроэкспресс" хочет что-то менять в рамках контракта, какие-то условия корректировать. Все остается в силе, как и подписано", - отметил топ-менеджер. Кроме того, он подчеркнул, что "есть еще один важный аргумент".

"Все 25 поездов, которые законтрактованы, не полностью обеспечивают потребности "Аэроэкспресса", поэтому мы уверены, что их мы сделаем", - сказал представитель Stadler.

Также Йенелтен напомнил, что двусторонним соглашением предусмотрен опцион на поставку дополнительных поездов, и не исключил, что в связи с финансовыми сложностями он либо будет реализован позже, либо не будет вообще реализован. "Но опасности (по первым 25 поездам. - "Интерфакс") мы не видим", - резюмировал он.

Как сообщалось ранее, контракт на поставку двухэтажных пассажирских поездов со Stadler "Аэроэкспресс" подписал в 2013 г. Общая его сумма - 685 млн евро. Договор заключен по итогам соответствующего тендера.

Победив в нем, швейцарская компания получила право на поставку 172 вагонов. В рамках твердого контракта на 381,3 млн евро (без учета НДС) предусмотрен заказ 118 вагонов (16 четырехвагонных составов и 9 шестивагонных) с запуском первых поездов в июне 2015 г. За счет двухэтажных электричек "Аэроэкспресс" рассчитывает увеличить пропускную способность на своих маршрутах на 30-40%. Общая стоимость 25 составов - 22 млрд руб.

"Аэроэкспресс" заявлял, что планирует финансировать контракт за счет заемных средств, при этом предусмотрена лизинговая схема.