Как делать карьеру без поддержки начальства

Шесть шагов, чтобы взять развитие карьеры в свои руки
Варвара Гранкова

Мы живем в эру самостоятельного развития карьеры. Возможно, дело в том, что работу теперь меняют настолько часто, что работодатели не видят смысла инвестировать в сотрудников, которые скорее всего уйдут от них.

Сейчас компании, сами о том не подозревая, оставляют сотрудников один на один с проблемой нехватки компетенции и недостатков, которые могут поставить под угрозу их карьеру и организационную эффективность. И менеджеры не помогают. Большинство менеджеров слишком заняты собой, и у них нет времени или сил думать о других. Компания Korn Ferry обнаружила, что, оценивая себя на основе перечня из 67 управленческих навыков, менеджеры поставили развитие подчиненных на последнее место.

Поэтому наибольшая часть бремени ложится на самих работников. Независимо от уровня занимаемой должности важно научиться выявлять свои слабые стороны, находить слабые места и укреплять навыки. Вот шесть шагов, которые вы можете сделать, чтобы взять развитие карьеры в свои руки.

Поймите, по каким критериям вас оценивают. В чем состоит и измеряется успех на вашей должности? Каковы ваши рабочие цели? Эти вопросы лучше обсудить с менеджером, но, если это невозможно, запишите, как вы понимаете свои цели и ключевые показатели деятельности. Покажите их начальнику, договоритесь и держите связь, чтобы не сбиваться с курса.

Определите свои слабые места. Лучшие работники постоянно учатся и корректируют свои действия, а также регулярно обращаются за обратной связью к начальнику, коллегам и подчиненным. Если руководство ничего не говорит, начните разговор сами. После презентации или важной встречи отметьте, что сегодня получилось, а затем спросите конкретного совета, что можно было бы улучшить. Выслушайте обратную связь и поблагодарите начальника.

Систематизируйте получаемую информацию. Можно фиксировать обратную связь и все, что вам говорят, в дневнике. Составьте список из 5–10 навыков или компетенций, которые вам нужны на должности, и оцените себя (самостоятельно или с помощью доверенного лица) по каждому пункту. Например, если вы бренд-маркетолог, то, возможно, поставите себе пятерку за рекламу, четыре с плюсом за анализ ценообразования и тройку за торговый маркетинг. Сосредоточьтесь на тех навыках, за которые поставили себе тройку, и постарайтесь устранить недоработки. Если попросить об обратной связи вашего предшественника, это ускорит ваше обучение.

Будьте на виду у высшего руководства. Высшее руководство не всегда может заметить вас благодаря исключительно вашей работе, поэтому можно добровольно участвовать, например, в благотворительности, мероприятиях компании, рекрутинговых кампаниях или других подобных инициативах. Это простой способ познакомиться с руководителями высшего звена, которые увидят вас в действии и в идеале заметят ваш вклад в общее дело, поэтому не стоит им пренебрегать.

Станьте специалистом в важной для вашей компании области. Возможно, вашей компании приходится непросто из-за появления новой подрывной технологии вроде интернета вещей, искусственного интеллекта или облачных вычислений. Станьте в своем отделе экспертом по наметившейся проблеме. Изучайте вопрос, просматривайте литературу, посещайте конференции или пишите материалы по теме. Наработка опыта в новой области может способствовать повышению по службе.

Обращайтесь за советом и наставничеством. Мнение человека, занимающего более высокое положение, бесценно, но если вы наброситесь на него с вопросом «Вы будете моим наставником?», то, скорее всего, его отпугнете. Постарайтесь встретиться в неформальной обстановке: в кафе в холле компании, на корпоративном пикнике или спортивном турнире. Изучите биографию человека и будьте готовы задать несколько хороших вопросов из области, в которой он эксперт. Если все пройдет хорошо, вы услышите фразу: «Если я смогу вам быть полезен, обращайтесь». Через неделю или около того можно предложить продолжить разговор за кофе. Со временем наставнические отношения сложатся сами собой.

Развитие уверенных профессиональных навыков требует времени. На большинстве позиций, будь то корпоративные продажи, бренд-маркетинг, логистика цепи поставок или корпоративные финансы, компетентность часто предполагает глубокие профессиональные познания в 4–5 ключевых рабочих областях и хорошие практические навыки еще в 4–5. Без готовности брать на себя множество задач или даже стратегически передвигаться по горизонтали трудно наработать полноценный набор навыков.

Навыки – главный профессиональный капитал, поэтому уделяйте время их развитию. Меняя работу слишком часто (скажем, каждые полтора или два года), вы не сможете приобрести профессиональный опыт, необходимый для продвижения по карьерной лестнице. Но со временем, проявляя терпение и инициативу, вы с гораздо большей вероятностью добьетесь успеха.

Об авторе: Картер Каст – профессор инноваций и предпринимательства Школы менеджмента им. Келлога