Почему интересная работа и карьерные перспективы сегодня мало волнуют кандидатов

Как в пандемию изменилась мотивация соискателей работы
Варвара Гранкова

В пандемию кандидатов при поиске работы стала больше всего интересовать зарплата, все остальное ушло на второй план, показал опрос 1129 менеджеров по подбору персонала и 1766 профессионалов, проведенный рекрутинговой компанией Hays совместно с карьерным сервисом «Хабр карьера». 76% профессионалов обращают внимание в первую очередь на предлагаемую зарплату, а 66% не откликаются на вакансию, если указанная зарплата ниже рыночной. Со значительным отрывом почти в 2 раза (38% респондентов) идут льготы и социальный пакет, которые готов предоставить работодатель. Еще чуть более трети (37%) кандидатов интересуются проектами, над которыми предстоит работать, а для 31% важны возможности карьерного роста на новом месте.

Сейчас люди держатся за ту работу, которая у них есть, а поменять работодателя соглашаются только при условии хорошей денежной компенсации, говорит Елена Каминская, эксперт по управлению персоналом Strategic Business Partner. На традиционные льготы, предлагаемые работодателем (ДМС, бесплатные обеды или бесплатный проезд до работы и обратно и проч.), кандидаты теперь обращают мало внимания. По словам Каминской, сейчас любые формы материальной мотивации, кроме непосредственно зарплаты, помогают скорее удержать работников, нежели нанять новых.

На 2-е место по значимости в пандемию вышел бренд работодателя, полагает Нэда Сонгин, гендиректор Korn Ferry в России и СНГ. Еще в 2018 г., согласно опросу Rabota.ru, сотрудники компаний безразлично относились к бренду компании. Программы ДМС для них были важнее бренда. А теперь 74% респондентов Hays сказали, что для них известность бренда важна или чрезвычайно важна. 43% опрошенных отметили, что вряд ли будут откликаться на вакансию, если ее разместила компания с плохими отзывами.

По словам Каминской, до пандемии интересные проекты и задачи часто занимали 1-е место среди приоритетов кандидатов, но теперь деньги однозначно важнее. Крупные компании давно понимают, что известный и респектабельный бренд работодателя позволяет нанимать хороших специалистов на умеренные зарплаты. Молодым же компаниям, у которых нет денег, остается привлекать кандидатов предложением интересной работы и интересных идей и обещаниями высоких доходов в будущем, когда компания вырастет, рассказывает Сонгин.

Работодатели, судя по данным опроса Hays, понимают важность зарплаты, но по-прежнему считают, что интересные проекты и возможный карьерный рост станут очень весомым аргументом для кандидата. 89% работодателей понимают, что для кандидатов сегодня важнее всего зарплата, 62% считают важными интересные проекты и задачи, 57% – соцпакет, а 49% – карьерные перспективы.

По словам Каминской, если проект, на который компания нанимает соискателей, имеет стратегическую важность, работодатель даже в нынешней ситуации пойдет на пересмотр предложения кандидатам и повысит зарплаты на 10–20%. Она вспоминает прошлогодний коллапс с багажом в московских аэропортах. Тогда аэропортам срочно понадобились грузчики, и их наняли на временные договоры с жалованьем в 250 000–300 000 руб. Аэропорты готовы были заплатить грузчикам намного больше, чем обычно, лишь бы срочно решить проблемы с багажом. Потом всех временно нанятых грузчиков уволили.

Что вынуждает кандидата отказаться от вакансии

66% респондентов Hays не откликаются на вакансию с зарплатой ниже рыночной
64% отказываются, когда в описании вакансии есть грамматические ошибки
64% игнорируют вакансии, которые содержат формулировки: «не тратьте наше время, если...», «почему мы должны выбрать именно вас...»
57% не откликаются на вакансию без конкретики
49% отказываются от вакансий, которые не содержат информацию о проектах и задачах
47% игнорируют вакансии со словами «стрессоустойчивость», «готовность к переработкам» 

Компании также пересматривают систему начисления вознаграждений, говорит Алла Романчук, партнер отдела по оказанию консультационных услуг в области организационного дизайна, управления персоналом и изменениями PwC. По ее словам, прежде всего пересмотр коснулся руководителей высшего звена.

По данным недавнего исследования вознаграждений в 2020 г., проведенного Korn Ferry Group, сегодня компании испытывают наибольшие трудности с наймом IT-специалистов (41% опрошенных компаний), инженеров (35%) и производственного персонала (31%). Существенно выше среднего по рынку оплачивается труд специалистов по поисковой оптимизации, веб-контенту, большим данным и цифровому маркетингу.

В целом, говорит Каминская, профессионалам сегодня нелегко найти высокооплачиваемую работу. По ее словам, львиная доля вакансий на популярных порталах подбора персонала и поиска работы предполагает неквалифицированный труд и опыт работы не более трех лет. А средние зарплаты на таких вакансиях составляют 30 000–35 000 руб. в месяц, что не привлекает даже молодых специалистов без опыта работы.