Что поможет справиться с потерей любимой работы

Потеря любимой работы, занимающей значимое место в жизни, сравнима с катастрофой. Как ее пережить и восстановиться?
Варвара Гранкова

Увольнение сложно пережить в любых обстоятельствах. Но когда работа является частью вашей личности, ее потеря – даже не по вашей вине, а, например, в результате экономического спада или реорганизации – может привести к экзистенциальному кризису.

Разумеется, потеря этой точки опоры или источника уверенности (вашей работы) может дестабилизировать и заставить чувствовать себя брошенным на произвол судьбы. В более тяжелых случаях вы можете начать сомневаться в собственной ценности и почувствовать себя бесполезным и даже никчемным. Вам, вероятно, потребуется время, чтобы прийти в себя, однако существует несколько способов начать процесс восстановления – или нового определения – вашего «я».

Пообщайтесь со старыми друзьями. Общаясь с близкими нам людьми, мы понимаем, что представляем собой. Люди, с которыми вы знакомы с раннего периода жизни или карьеры и с которыми до сих пор поддерживаете связи, например друг детства, однокурсник или коллега по первой работе, являются вашим зеркалом. Эти люди знали вас раньше, до того как вы стали финансовым директором, консультантом по менеджменту или юристом, специализирующимся на интеллектуальной собственности. Разговор с ними может напомнить вам, что кроме профессиональных качеств у вас есть и человеческие: вы преданный друг, щедрый наставник, любите рисковать или творчески мыслите.

Избавьтесь от ограничивающих убеждений. Когда мы чувствуем, что оказались в тупике, часто это связано с тем, что мы смотрим на себя с одной-единственной (и непродуктивной) стороны. Одного из моих клиентов, Эдуардо, уволили за то, что он довел свою команду до состояния выгорания. Разбираясь в ситуации, мы выяснили, что его поведение было обусловлено ограничивающим убеждением («Моя ценность в том, что я обеспечиваю выпуск продукции»).

Чтобы опровергнуть или проверить это убеждение, я попросила его поговорить с друзьями и коллегами, которых он уважал, и задать им два вопроса. Первый вопрос («Что вы цените во мне?») был направлен на то, чтобы увидеть, что другие люди ценят его не за то, за что ценит себя он сам. Второй вопрос («В чем вы видите свою ценность?») должен был показать ему другие модели оценки себя.

И ни один из полученных ответов не был связан с работой или с тем, что он или другие люди производят. Ему говорили: «Ты отличный отец, с тобой весело, ты умеешь слушать, ты поддерживаешь свою жену, на тебя можно рассчитывать, тебе можно доверять, ты хороший друг». Эти разговоры помогли ему ослабить ограничивающее убеждение («Моя ценность в том, что я обеспечиваю выпуск продукции»).

Расширьте круг деятельности. Иногда работе уделяется слишком много ресурсов, особенно если человек сильно отождествляет себя с профессией. Доктор Нил Талькофф, психоаналитик из Сан-Франциско, говорит, что, когда мы слишком много вкладываем в работу, мы делаем это за счет других областей своей жизни, где могли бы найти смысл и цель. Сюда относятся личные отношения, хобби, волонтерство и т. д.

Участие в более разнообразной деятельности может помочь структурировать свое время, построить новые отношения, углубить существующие и найти важность в других источниках. Так вы сможете видеть и определять себя с разных сторон.

Оставшись без работы, Эдуардо не мог найти себе места (его беспокоило, что он больше не производит продукт, который бы доказывал ему его ценность). Он начал проводить больше времени на детской площадке со своим ребенком, стараясь снижать темп жизни и ощущать момент, и это дало ему возможность посмотреть на себя с другой стороны, не только с позиции профессиональных качеств.

Представьте свое будущее «я». Наша личность меняется со временем. Редкий человек остается таким же, каким был 10 лет назад. Однако мы смотрим на себя предвзято и ограниченно, и нам кажется, что мы всегда были такими, как сейчас. Взгляните на себя шире и задайтесь вопросом: «Каким я хочу быть через 5–10 лет?» Сосредоточившись на своем будущем «я» и на том, какими вы хотите стать, вы начинаете по-другому говорить о себе, по-другому рассказывать самим себе, кто вы. Это может помочь вам избавиться от сложившегося образа мыслей, из-за которого вы кажетесь себе запертыми в своем сегодняшнем состоянии, и вы начнете менять свое поведение в желаемом направлении и действовать проактивно, а не реагировать на происходящее.

Определите свои главные ценности. Одним из аспектов вашей личности, который не меняется со временем, являются главные ценности. Ценности – это то, за что мы выступаем и что считаем важным, они составляют суть нашего «я». К ним относятся, например, учет интересов каждого, порядочность, креативность, самостоятельность и честность.

Со временем может измениться только способ выражения этих ценностей и их относительная важность. Они помогают найти смысл в работе и испытать чувство удовлетворенности ею. Кроме того, ценности могут служить основой для изучения других возможных «я», если вы размышляете о том, куда двигаться дальше.

Заручитесь поддержкой. Самостоятельно оценить, что для вас значит потеря работы, может быть сложно, особенно когда вы находитесь в гуще событий, расстроены или опустошены. Заручившись поддержкой квалифицированного консультанта или терапевта, вы сможете всесторонне рассмотреть этот опыт, извлечь уроки и двигаться дальше.

По мнению Талькоффа, для этого требуется мыслить и рассуждать нейтрально, чтобы человек мог отступить на шаг, взглянуть на себя более объективно и спросить: «Что для меня значит произошедшее?» Он считает, что терапия может оказаться особенно полезной тем, для кого потеря работы стала «ситуацией, подтверждающей глубоко укоренившееся негативное мнение о себе» как о ненужном и бесполезном человеке.

Мы можем быть глубоко преданы работе и заинтересованы в ней, видя в ней смысл и получая положительные эмоции. Однако мы больше, чем наша работа. Потеря работы не должна означать потерю себя.

Об авторе: Ребекка Цукер – консультант руководителей высшего звена, соучредитель и партнер компании Next Step Partners

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь