На дороги в регионах нашлись деньги

Минтранс хочет отдать собранные «Платоном» 10 млрд рублей
Регионам нужно передать 10 млрд руб. от «Платона» на ремонт дорог, предложил министр транспорта Максим Соколов/ Е. Разумный/ Ведомости

В некоторых регионах дороги в критическом состоянии, особенно в городах и столицах, где они быстрее приходят в негодность из-за роста количества машин, заявил министр транспорта Максим Соколов на селекторном совещании у премьера Дмитрия Медведева. Ремонт региональных дорог финансируется всего на 14–15% от необходимого, напомнил Соколов. Нормативам соответствует только 38,8% дорог.

Региональные дорожные фонды пополняются за счет транспортного налога и акцизов на топливо. Этого недостаточно, в 2015 г. 65 регионов были вынуждены добавить в региональные дорожные фонды 239,7 млрд руб., по данным Минфина.

Соколов предложил передать регионам около 10 млрд руб., которые получит бюджет от сборов за проезд грузовиков по федеральным трассам (система «Платон»). Деньги от «Платона» и прежде были обещаны регионам, но на проекты дорог на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Росавтодор изучил первые предварительные заявки на семь региональных ГЧП-проектов, рассказывал представитель агентства в начале 2016 г. Представитель Минтранса не ответил на запрос «Ведомостей», как министерство предлагает поменять схему.

Планы снижены

Первоначальный план по доходам от «Платона» на 2016 г. был 39,5 млрд руб. Но после решения не повышать тариф и зафиксировать его на уровне 1,53 руб. за 1 км Минтранс скорректировал план до 20 млрд. Плата оператору системы, РТИТС, – 10,6 млрд руб. в год.

Начать стройку в 2016 г. по предварительно одобренным ГЧП-проектам в регионах вряд ли удастся, говорит юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Необходимое для выделения денег постановление Медведев подписал только в конце апреля. Проект должен быть одобрен межведомственной комиссией при Минтрансе и правительственной комиссией по транспорту, затем правительство выделит деньги. Росавтодор должен заключить соглашение с властями региона, для этого нужно положительное заключение госэкспертизы и решение о заключении концессионного соглашения, рассказывала Иванова.

Сумма, названная Соколовым, примерно соответствует потерям регионов из-за налоговых льгот для владельцев грузовиков, замечает федеральный чиновник. 8,2 млрд руб. могут недосчитаться региональные бюджеты из-за вычета из транспортного налога суммы, заплаченной в системе «Платон» (законопроект правительства внесен в Госдуму, оценка из антикризисного плана правительства). И это около половины всех доходов от «Платона» (см. врез).

В этом решении есть риск укрепления иждивенческого подхода регионов к финансированию дорожного хозяйства, отмечает консультант дорожных проектов. Вместо того чтобы искать источники доходов, повышать эффективность расходов, применять механизмы ГЧП, проще будет попасть в список проблемных и ждать помощь, рассуждает он. Решение направить уже сейчас 10 млрд руб. в регионы может быть продиктовано желанием репутационно поддержать «Платон», показать, что от системы есть польза, полагает Иванова.