Как учесть цифровую экономику в ВВП
Статистики США и Китая пытаются дать определение деятельности Uber и AirbnbТакую работу, в частности, ведут министерство торговли США и национальное статистическое бюро Китая. Оба ведомства хотят учесть деятельность, например, сервисов по вызову водителей Uber и сдаче жилья в аренду Airbnb. Они уже активно работают во многих странах. Гендиректор Uber Трэвис Каланик в июне даже заявил Financial Times, что компания достигла рентабельности на всех развитых рынках и «это позволяет нам инвестировать <...> в таком дорогом месте, как Китай». Год назад The Wall Street Journal писала, что компания надеялась довести выручку в 2015 г. до $2 млрд.
Замруководителя статистического бюро Китая Су Сяньчунь заявил на конференции в выходные, что в ВВП нужно даже учитывать предоставляемые бесплатно сервисы, например, сайт вопросов и ответов Baidu Knows, пишет FT. Некоторые секторы, входящие в новую экономику, в частности зеленая энергетика и робототехника, частично учитываются в ВВП, отметил Су, но традиционная статистика полностью игнорирует экономику совместного потребления и цифровую экономику, хотя те «позволяют людям делить дома, автомобили, парковочные места, книги».
Компании цифровой экономики
Согласно определению министерства торговли США они:
используют такие технологии, как мобильные приложения, чтобы свести участников p2p-транзакций;
полагаются на рейтинговую систему оценок пользователей для контроля качества услуг;
предлагают поставщикам услуг гибкость в определении своего рабочего времени;
полагаются на использование поставщиками услуг их собственных инструментов и активов.
Министерство торговли США в июне опубликовало документ, в котором предложило определение для «компаний цифровой экономики» (см. врез) и идентифицировало более 100 организаций, которые могут ему соответствовать. Среди них всем известные Uber, Airbnb, сайт Care.com, дающий возможность пользователям найти людей, которые присмотрели бы за их детьми, пожилыми родственниками, домашними животными или домом, TaskRabbit (поиск помощников в повседневных делах – уборке, доставке, мелком ремонте) и даже уже не работающее приложение LeftoverSwap, позволявшее отдать неиспользованную еду. Однако министерство не включило такие компании, как eBay. Смысл в том, чтобы попытаться идентифицировать новую отрасль, а не описывать онлайн-версии секторов, которые уже оценивает государственная статистика, пояснил The Wall Street Journal Джастин Энтонипиллай, и. о. заместителя министра торговли по экономическим вопросам. «Наша цель <...> оценить не только сегодняшнюю экономику, но экономику меняющуюся», – говорит он.
Хотя компании цифровой экономики не учитываются госстатистикой, они уже привлекают внимание регуляторов. В США рассматривается вопрос о расширении регулирования финансово-технологических компаний, таких как вошедшая в список минторга LendingClub (пользователи могут кредитовать друг друга). Деятельность Uber контролируется в десятках городов и штатов США, во Франции один из ее сервисов был сочтен незаконным, а правительство Москвы несколько месяцев добивалось от нее заключения соглашения, по которому сервис обязан сотрудничать только с легальными таксистами и передавать в департамент транспорта данные об их передвижении по городу. Договоренность была достигнута в марте; ранее департамент транспорта заключил соглашения с аналогичными сервисами, такими как «Яндекс.Такси», Gett и др.
Airbnb по требованию властей Парижа весной согласилась предупреждать владельцев жилья, сдающих его более 120 дней в год, что они нарушают городской закон и им грозит штраф до 25 000 евро. А власти Рио-де-Жанейро сотрудничают с ней в подборе вариантов размещения для гостей Олимпиады-2016.
Даже в США, где основная доля экономической активности приходится именно на услуги, ведомства публикуют лишь один квартальный обзор сектора и пять ежемесячных докладов о производстве и товарных запасах. В Китае, утверждает Чень Цинь, главный экономист исследовательской компании BBD, многие мелкие и средние компании в быстро растущих секторах игнорируются при расчете ВВП в отличие от крупных, зачастую старых промышленных предприятий. По оценке Ченя, на долю не полностью представленных секторов приходится почти треть экономической активности.
«Цифровая экономика порождает новые бизнес-модели и создает много безденежных операций, – заявил Су. – Например, многие сайты предоставляют услуги бесплатно или очень дешево. Большую часть выручки они получают благодаря онлайн-рекламе, а не от людей, пользующихся их сервисами. Поэтому стоимость конечных услуг, бесплатных для потребителей, часто недооценивается».
Некоторые экономисты скептически относятся к мотивам Пекина расширить определение ВВП на фоне замедления экономики. В 2015 г. она выросла на минимальные за 25 лет 6,9%. «Есть установка никогда не сообщать о годовом росте ниже 6%, – уверен главный экономист Asianomics Джим Уокер. – Учитывая ситуацию в промышленности, творческий подход поможет поднять ВВП до желаемого уровня».
В 2005 г. Пекин стал учитывать в статистике сферу услуг. Это позволило увеличить ВВП сразу на $300 млрд, что тогда было эквивалентно размеру экономики Турции. А в среду статистическое бюро сообщило, что стало использовать новый метод учета расходов на исследования и разработки (НИОКР), который «позволит лучше отражать вклад инноваций в экономический рост». В результате пересчета размер ВВП в 2015 г. был увеличен на $130 млрд, сообщила South China Morning Post, хотя рост оставлен на уровне 6,9%. За десятилетие размер экономики вырос после перерасчета на 1,06%.