Статья опубликована в № 4305 от 19.04.2017 под заголовком: Самоконтроль от ФАС

Освобождение от проверок ФАС как награда за введение комплаенса

Применение такого стимула обсуждает ФАС

ФАС внедряет риск-ориентированный подход и работает над критериями компаний, которые будут включены в список плановых проверок, рассказал «Ведомостям» замруководителя ФАС Сергей Пузыревский. Цель – проверять только тех, у кого особенно высок риск нарушений. В перечень точно попадут естественные монополии с выручкой более 7 млрд руб. в год – это компании с высокими рисками. Но велика вероятность, что в списке окажутся и все компании с такой выручкой – они могут доминировать на рынке, объясняет Пузыревский. Малый и средний бизнес ФАС проверять не будет.

Крупные компании, внедрившие процедуры предупреждения антимонопольных нарушений, могут быть ограждены от плановых проверок – окончательного решения не принято, но это вполне возможно, говорит Пузыревский. Идею поддерживает министр открытого правительства Михаил Абызов, передал его представитель.

До этого речь шла лишь о снижении штрафов для тех, кто внедрил антимонопольный комплаенс (оценка рисков, меры по их снижению, обучение сотрудников). В 2016 г. ФАС подготовила проекты поправок в закон о защите конкуренции и КоАП, которые позволят снижать штраф на 1/8. Проект прошел общественное обсуждение и согласование, сейчас дорабатывается перед внесением в правительство, говорит Пузыревский, одно из принципиальных замечаний от государственно-правового управления – не будет ли комплаенс использоваться недобросовестными компаниями исключительно для снижения ответственности при умышленном правонарушении. Чтобы избежать этого, ФАС хочет проверять, действительно ли система применялась.

В 2016 г. ФАС провела 156 плановых проверок и 400 внеплановых, уточнил Пузыревский, от внеплановых комплаенс не застрахует, но позволит снизить штраф. А если акционер, внедрив комплаенс, сам же участвовал в картеле или завысил цены, то это может стать и отягчающим обстоятельством, предупреждает Абызов.

Компании, внедрившие комплаенс, поддерживают инициативу. Снижение штрафа или освобождение от проверок – стимул внедрять комплаенс, говорит вице-президент по правовым вопросам ООО «Пивоваренная компания «Балтика» Антон Рогачевский. Главная цель комплаенса – не тратить заработанные средства на штрафы, поддерживает представитель МТС. Растущее количество жалоб в ФАС и предупреждений службы сами по себе повод внедрять комплаенс, признает представитель «Сибура».